Найти тему
Блог ЖД фотографа

Лучше бы сдали в металлолом. Модернизация детских тепловозов, которая не удалась на славу.

Многим "взрослым" почему-то кажется, что всё детское непременно должно быть разноцветным и не таким, как у них, у "взрослых", я бы даже сказал - клоунским. Ведь все дети любят клоунов, верно? В результате российские дворы украшены детскими площадами, пестрящими всеми цветами радуги, в торговых центрах прячутся аттракционы-качалки, лишь отдалённо напоминающие какой-то вид транспорта, и не способные обойтись без дурацких наклеек, мигающих огоньков, мерзкой улыбочки и жутких глазищ вместо фар, а по территории различных парков ездят так называемые паровозики, к которым приделывают уродскую рожу, способную вызвать у детей психическое расстройство одним своим видом.

К моему ужасу, тренд на создание для детей чего-то пёстрого, якобы миленького и современного (на самом деле - клоунского, пластикового и ненастоящего), распространяется на детские железные дороги и сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми локомотивами, отремонтированными так, что лучше бы их просто сдали в металлолом.

Начну я с Иркутской ДЖД. Конечно, я не хочу обидеть юных железнодорожников Иркутска, но дальше молчать про эти локомотивы невозможно. Например, тепловоз ТУ2-053 после так называемой модернизации превратился из нормального локомотива в похожую на обмылок скруглённую коробку, с пластиковыми окнами из Леруа Мерлен, к которой приделали фары от какого-то автомобиля. Ну ЭТО ЖЕ ДЕТСКИЙ ПАРОВОЗИК, вероятно, подумали создатели данного шедевра. А раз ДЕТСКИЙ, то должен быть МИЛЕНЬКИМ. Вот только представление о милоте у этих так называемых создателей явно зашло куда-то не туда.

Осталось только надеть на этот сундучок шляпку, как на паровозик с фотографии выше. Фото: машинист пивного крана, railgallery.ru
Осталось только надеть на этот сундучок шляпку, как на паровозик с фотографии выше. Фото: машинист пивного крана, railgallery.ru

Не менее удивителен тепловоз ТУ2-228, который больше напоминает высушенный скелет с фарами от автомобиля "Жигули". Всё, что осталось от его прошлой, нормальной, жизни - метельник, который в данном случае смотрится скорее как хищный клюв, зато традиционно мы видим пластиковые окна в кабине машиниста, а окна дизельного помещения зачем-то сделали частично скруглёнными. Видимо, чтобы похвастатсья, как хорошо они умеют в фигурную резку по металлу. Интересно, умеют ли так же хорошо сотрудники ДЖД в фигурную резку стекла, если вдруг это стекло придётся однажды поменять.

Ну смотрите, это же миленький детский паровозик!!! Фото: brabarkus, railgallery.ru
Ну смотрите, это же миленький детский паровозик!!! Фото: brabarkus, railgallery.ru

Эти два тепловоза проходили ремонт в 2000-х годах, когда тренд на уродование подвижного состава так называемыми современными кабинами был развёрнут на полную катушку. Чтож, остаётся только радоваться, что далеко не все ДЖД успели отправить свои локомотивы на ремонт в те годы.

Ни в коем случае нельзя обойти стороной Кратовскую ДЖД, на которой я в своё время отработал 7 лет. Придя туда в 2004 году, я застал и сразу полюбил старые добрые тепловозы ТУ2-129 и 078 с их милыми скруглёнными формами и большими фарами, с надписью "Сказка" на боках. Но в 2005 году, вернувшись на ДЖД после зимы и застав её отремонтированной, я впал в ужас, увидев, какими стали тепловозы. Зачем огромное ужасное лобовое окно? Зачем яйцевидное гнездо прожектора? Зачем эти клыки, которые, кстати, сделали более неудобным соединение тормозных рукавов?

Клыкастый кратовский ТУ2К. 2010 год, фото автора.
Клыкастый кратовский ТУ2К. 2010 год, фото автора.

Меня радует только то, что тепловозы после ремонта так и остались в довольно приятной синей окраске, а ещё недавно им обрезали клыки, облегчив доступ к сцепному устройству (подумать только - почти 15 лет потребовалось, чтобы до этого додуматься). Если не знать, как тепловоз выглядел до так называемой модернизации, то вполне можно считать его симпатичным, но только благодаря окраске.

Фото: Никита Лапин, railgallery,ru
Фото: Никита Лапин, railgallery,ru

В 2020 году на Кратовской ДЖД вновь появился нормальный тепловоз ТУ2, ранее работавший в Новомосковске. Его тоже отремонтировали, но не превратили в пластмассового клоуна, и тепловоз продолжает радовать нас, скажем так, промышленным дизайном 1950-х годов (говорю без всякой иронии, это действительно очень красивый тепловоз). Посмотрите и вы: ну неужели хоть что-то из показанного мною выше, смотрится лучше классики?

ТУ2 здорового человека. Фото автора.
ТУ2 здорового человека. Фото автора.

Ко всем этим "переделкам" тепловозов ТУ2 у меня только один вопрос: зачем?! Что мешало провести ремонт, пусть даже капитальный, пусть даже модернизацию, сохранив при этом изначальный облик локомотивов? Вы думали, если лобовое окно будет занимать половину морды тепловоза, обзор станет сильно лучше? Безопасность движения резко взелит вверх? Люди перестанут считать ворон, находясь вблизи железнодорожных путей?

Вы думали, проще сварить новый кузов, чем переваривать старый? Это ещё можно допустить, но почему бы не сварить новый кузов по образу и подобию того, что было, а не в стиле грузинских электричек? А в результате юные железнодороджники познают железную дорогу не по нормальным локомотивам, а по железным ящикам, кустарно сваренным на скорую руку.

Напоследок хочу показать вам ещё одно недоразумение, сделанное уже на заводе - тепловоз ТУ7 в стиле ВЕСЕЛЫЙ ДЕТСКИЙ ПАРОВОЗИК. Конечно, выглядит это чудо-юдо не так позорно, как ТУ2, прошедшие капитальный ремонт, но я всё равно не понимаю, ради чего нужно тепловоз выполнять в таком кузове. Ведь эта конструкция неудобна для ремонта из-за отсутствия площадок, чтобы подойти к машинному отделению, а обзор из кабины, итак скудный из-за капота, стал ещё меньше. Ради чего? Ради того, чтобы потешить толпу, которая пару минут повосторгается в стиле "ой, смотрите, паровозик - как настоящий", а потом забудет? Ведь все дети любят паровозики, вот пусть на паровозиках и катаются - так выходит?

Станет ли паровозом тепловоз, если вместо квадратного капота поставить на него бочку? Фото из открытых источников.
Станет ли паровозом тепловоз, если вместо квадратного капота поставить на него бочку? Фото из открытых источников.

Лучшая внешность локомотива - та, которую ему придумали на заводе. И если уж требуется провести какой-то невероятный ремонт с модернизацией, всегда можно найти способ сделать это, сохранив нормальный внешний вид, а когда бог знает кто начинает рисовать эскизы так называемого дизайна, надеясь улучшить тепловоз, но в действительности только его уродует, это, на мой взгляд, натуральное вредительство. 2000-е годы навсегда ушли в прошлое и я надеюсь, вместе с ними ушла и практика превращать красивый старый подвижной состав в пластиковое клоунское недоразумение.

Смотрите также:

Электричка ЭД4М: поезд 21 века, созданный по чертежам 1960-х годов.
Блог ЖД фотографа4 сентября 2021