Найти тему
Журнал "Лучик"

Мог ли Шарапов спасти Левченко?

Осенью 1979 года показывали "Место встречи". Показывали по вечерам, а утром был повтор предыдущей серии. В нашей школе в кабинете литературы был телевизор. И учительница, Марь Петровна, вместо урока включила нам, четвероклашкам, повтор.

Была серия с погоней ("держи меня нежно"). Мы смотрели её стоя, никто не мог усидеть на месте. У мальчиков в то время были полные карманы фанерных пистолетиков (как раз по труду выпиливание лобзиком проходили), и мы, как в рассказе Драгунского "Сражение у Чистой речки", всем классом стреляли в экран, помогая Глебу Егорычу.

И моя сосдека по парте Наташа Верховская (даром что девчонка!) попросила у меня один пистолетик – и тоже стреляла...

А учительница Марь Петровна была отнюдь не либерального нрава. Она была "зверь". Но и учитель от Бога. Понимала, когда можно. За это её любили и уважали. Хоть и "зверь"...

Вот такое кино, друзья.

А теперь маленькое замечание к спору, который возник в комментариях к заметке "Плохой ли человек Глеб Жеглов и виновен ли он в смерти Левченко". Один из комментаторов заметил, что Шарапов мог бы спасти своего боевого товарища, если бы сразу, как только вышел из подвала, "вместо обнимашек с друзьями" предпринял попытку отделить Левченко от остальной банды.

Что ж, учитывая особые отношения с руководителем операции, а также важнейшую роль, которую сыграл в ней Шарапов, это было реально. Почему нет?

-2

Кроме того, в фильме есть момент, позволяющий предположить, что Левченко на это надеялся. Смотрите: перед тем, как Горбатый выходит из подвала, Левченко, сидящий на ступеньках недалеко от выхода, достаёт пистолет.

С одной стороны, понятно зачем: он же слышал команду "оружие на снег". А с другой – обратите внимание, как он пару мгновений смотрит на пистолет, как бы решая, что делать дальше. Как вам кажется, о чём он в этот момент подумал?

Мы считаем, что (по замыслу режиссёра Говорухина и артиста Виктора Павлова – это их прочтение персонажа, это они хотели, чтобы мы увидели жест с пистолетом) он думал о самоубийстве.

Помните, разговаривая с Шараповым на чердаке, Левченко произносит фразу "В тюрягу я больше не сяду"?

Как бы ни заступался за него Шарапов, срок бы Левченко получил. А в 1946 году в лагерях и тюрьмах началась пресловутая "Сyчья война". Левченко, служивший в армии (а значит, "сотрудничавший с властью") был обречён. Правда, в конце 1945 года, когда происходят события, Левченко мог об этом ещё не знать, но всё равно: смягчение приговора он получил бы только за сотрудничество со следствием, а в тюрьме об этом рано или поздно узнали бы.

Но это нам сейчас легко рассуждать. А Левченко не стреляется. Может быть, безумная надежда на помощь "ротного" в эти секунды жива в нём как никогда...

Но, пока его обыскивают, Шарапов "занимается обнимашками". Пять секунд. Всего пять секунд человек. Но Левченко это видит. И ему становится пронзительно ясно: нет, Шарапов не с ним. Они больше не под одной шинелью. Они по разные стороны фронта.

Дальше в этой сцене происходит самое удивительное: Жеглов попадает из нагана в бегущего человека метров с тридцати-сорока... Но это уже не важно. Главное – спасти Левченко Шарапов не мог. Он бы попытался, ему и не хватило-то секунды-двух...

Но бывает в жизни, когда нельзя. Не всё превозмогается милосердием.

-3

Ещё про наше кино:

Бил ли Штирлиц Холтоффа бутылкой по голове?

Три самых пронзительных женских взгляда в советских фильмах

"Мимино" и "Покровские ворота": два советских фильма, спасённые злой цензурой

Как снимался эпизод? Сравниваем кадр из фильма и фотографию со съёмочной площадки