Хотя известность какую-то сомнительную. Со скандальным оттеночком. Но прежде, чем рассказать об этой женщине, я хочу показать одно стихотворение в переводе Якова Эммануиловича Голосовкера, выдающегося нашего философа, писателя, переводчика.
К АНАКТОРИИ
Конница — одним, а другим — пехота,
Стройных кораблей вереницы — третьим..
А по мне — на черной земле всех краше
Только любимый.
Очевидна тем, кто имеет очи,
Правда слов моих. Уж на что Елена
Нагляделась встарь на красавцев… Кто же
Душу пленил ей?
Муж, губитель злой благолепья Трои.
Позабыла все, что ей было мило:
И дитя и мать — обуяна страстью,
Властно влекущей.
Женщина податлива, если клонит
Ветер в голове ее ум нестойкий,
И далеким ей даже близкий станет,
Анактория.
Я же о тебе, о далекой, помню.
Легкий шаг, лица твоего сиянье
Мне милей, чем гром колесниц лидийских
В блеске доспехов.
Знаю, не дано полноте желаний
Сбыться на земле, но и долей дружбы
От былой любви — утоленье сердцу
Лучше забвенья.
Трогательные стихи, понятные чувства. Стихи писала женщина. И обращалась в них к женщине. Наверное, и это было бы понятно, если бы не обуянность властно влекущей страстью., если бы не тоска по несбыточной полноте желаний... Знаем мы и властно влекущую страсть и полноту желаний. Они обеспечивали само существование человечества, сохранение и возобновление человеческого рода на Земле.
Потребление пищи обеспечивает само существование организма и потому поощряется приятными ощущениями насыщения. Организм вырабатывает целую систему поощрения, когда субъект делает то,что для него полезно. Правда, стремление человека к халяве заставляет гнаться за удовольствием и тогда, когда уже нет необходимости, и такой халявщик станет обжорой. Сексуальные удовольствия заставляют человека преодолевать все страхи и пугающие расчёты ради продолжения рода человеческого. Хотя и здесь стремление к удовольствию может стать самоцелью. Вот тогда-то и возникает упомянутая властно влекущая страсть.
Природа это естественность. Природа вырабатывает общие абсолютно обезличенные механизмы для своего собственного существования. Но человек существо хитроумное. Он наловчился получать удовольствия, в том числе и сексуальные, не расплачиваясь за них заботой о потомстве. Для того достаточно однополых отношений. Не природных. То есть не естественных.
Поэтесса Сапфо (6-й век до н.э.), чьи стихи я процитировал выше, жила на острове Лесбос. И та однополая страсть, которая звучала в её стихах, получила своё название от имени этого острова. Её стали называть лесбийской. Не знаю, благодарны ли жители острова своей знаменитой землячке за эту всемирную славу.
У неё был муж. И была дочь. У неё было что-то вроде литературного салона или литературного кружка. собирались знакомые дамы и обсуждали свежие новости. Напомню, общество в те времена было рабовладельческим, так что хозяйственных проблем у них не имелось.
А ещё был некто Фаон. Кто он - достоверно неизвестно. Одни считают, что он был её возлюбленным, другие, что Фаон - объект её неразделённой любви. Не знаю- не знаю. Для меня всё это как-то не связывается воедино. Муж, дочь, Фаон, однополая женская любовь. И всё это почти три тысячи лет назад.
И ничего в её жизни не объясняло, почему она однажды после долгих раздумий на Левкадской скале вдруг бросилась вниз и разбилась.
И при чём тут какая-то там лесбийская любовь?