Найти тему
Hyundai XTeer

Всему своё время: почему нельзя игнорировать сроки и условия хранения моторных масел

Оглавление

О том, что будет, если в холодильнике на месяц-другой задержится творог или ветчина, все знают: продукты отправятся на помойку, причём не исключено, что своим ходом. А вот как быть с просроченным моторным маслом? Допустимо ли заливать в двигатель «просрочку» - или лучше не рисковать? Что, в целом, влияет на «кондиционность» смазочного материала, коль скоро он всё-таки является портящимся продуктом? И как быть, если магазин таки продал «некондицию»? Об этом и поговорим в статье!

Будьте внимательны к срокам хранения!
Будьте внимательны к срокам хранения!

Ничто не вечно

И моторное масло в закупоренной канистре или бочке – тоже не вечно. Срок годности смазочного материала составляет от трех до пяти лет, в зависимости от состава. «Минералка» хранится меньше, что обусловлено особенностями состава. Высококачественная синтетика, напротив, хранится дольше – в среднем, пять лет. Например, производитель моторных масел HYUNDAI XTeer рекомендует хранить их как раз ровно 5 лет.

Смотреть, какой срок годности у масла, нужно на этикетке – эта информация, как правило, находится на её тыльной части. А отсчитывать этот срок следует, начиная с даты изготовления – того дня, когда смазочный материал был помещён в канистру и промаркирован, то есть обрёл свой товарный вид. Эту дату, как правило, зашифровывают в номере партии, которую производитель наносит специальным принтером поверх этикетки или на пластик непосредственно на заводе, сразу после розлива моторного масла по канистрам. Так, дата изготовления масел HYUNDAI XTeer зашифрована в коде (номере партии), нанесенном на фронтальную этикетку — ту её часть, которая не занята изображениями или текстом.

Читать дату следует так: первые две цифры – год; вторые две цифры – месяц; третья пара цифр – число.
Читать дату следует так: первые две цифры – год; вторые две цифры – месяц; третья пара цифр – число.

Что происходит с «просрочкой»?

Есть мнение, что производители моторных масел, скажем так, искусственно ограничивают сроки годности своих масел, дабы поддерживать потребительский спрос. Так судить не стоит по той простой причине, что с течением времени свойства смазочного материала объективно меняются. Даже при условии правильного хранения в невскрытой таре внутри масла могут протекать процессы, напрямую или косвенно влияющие на его рабочие характеристики. Главным образом, это происходит из-за распада присадок под воздействием не столько кислорода, влаги, солнечных лучей, температур и т.п., сколько самого времени. Пакеты присадок так изначально сделаны, что спустя отмерянный им жизненный срок «без объяснения причин» выпадают в осадок, а значит, прекращают выполнять свои функции: корректировать в какую-либо сторону вязкость, снижать температуру застывания и т.п.

Да, это не происходит сразу же по окончании указанного на канистре срока годности. Деградация будет наступать постепенно и незаметно, и предсказать точно, в какой именно момент времени и какой из показателей изменится (а также в какую сторону), невозможно. Плюс ко всему, на то, когда именно в масле запустится тот или иной нежелательный процесс, влияет не только продолжительность его хранения, но и условия. И тут надо чётко понимать, что срок годности на канистре указывает нам время, в течение которого производитель гарантирует стабильное качество продукта, если его правильно хранить. Заявленного качества масла, которое хранили неправильно, производитель гарантировать не может.

Оптимальными условиями хранения моторного масла считаются такие, при которых:

• канистра герметичная, то есть не вскрытая, не имеет сколов, трещин и прочих «сквозных ранений»;

• ёмкость с продуктом оберегается от прямых солнечных лучей;

• продукт не подвержен постоянным вибрациям и сильным перепадам температур.

Тот самый момент, от которого считается срок годности моторного масла. Фото: Ogolosha.ua
Тот самый момент, от которого считается срок годности моторного масла. Фото: Ogolosha.ua

Что делать с «некондицией»?

Просроченный товар — это товар ненадлежащего качества. Именно с такой формулировкой покупатель по закону вправе в течение 14 дней вернуть обратно в магазин моторное масло с истекшим сроком годности, даже если он не заприметил просрочку в момент покупки: вряд ли найдётся продавец, который возьмётся оспаривать столь явный "дефект".

Несколько иное дело, если со сроками хранения все нормально, но зато сам товар вызывает подозрения в том, что его как-то не так хранили или транспортировали. Настораживать должны такие признаки, как:

• нарушенная целостность канистры (приоткрыт колпачок, есть сколы или трещины на пластике);

• испорченный внешний вид (отклеившаяся, затертая или выгоревшая этикетка, на которой не читается информация; вмятины и следы грязи на канистре).

Обнаружив что-либо из вышеперечисленного, не стоит торопиться с покупкой. Дело в том, что моторное масло относится к категории "бытовая химия", и с его возвратом без возможности предъявить магазину неоспоримые доказательства брака со стороны именно продавца, могут возникнуть проблемы (например, продавец скажет, что канистру повредил не он, а покупатель — уже после покупки). Чтобы таковых избежать, внимательно осматривайте товар в момент покупки, и если заприметите что-то подозрительное, просто поменяйте на другой — или вовсе не покупайте.

Вывод: производители моторных масел берут сроки годности не «с потолка» и рекомендуют им следовать вовсе не с целью вовлечь покупателей в порочный круг потребления. У автомобильных смазок действительно с течением времени меняются свойства, и залежалый товар может не соответствовать каким-нибудь из заявленных потребительских характеристик. Проще говоря, смазочный материал с истекшим сроком годности может быть и не фатально опасен для двигателя, но ожидания от использования такого масла рискуют быть обманутыми. И естественно, ни один производитель не хочет, чтобы покупатели испытывали разочарование от его продукции. Отсюда и рекомендованные сроки хранения — даже для такого, казалось бы, «вечного» продукта, как качественное моторное масло.

А что же тогда делать, если после замены масла чуть-чуть осталось? Можно ли хранить вскрытую канистру? Если сейчас вы задались похожими вопросами, то не забудьте подписаться на наш канал, ведь как раз об этом мы и собираемся написать в следующей статье!