Найти в Дзене
ПРОБУЖДЕНИЕ

Так говорил Господь Иисус Христос. Не можете служить Богу и мамоне. О значение души человека.

Оглавление

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне. (от Матф. 6:24)

Точка зрения православия. Этими словами Иисус Христос дал ответ на очень актуальный вопрос, который тревожил евреев в те давние времена и заботит многих людей в наши дни. Суть этого вопроса состоит в следующем. Можно ли одновременно собирать сокровища земные и небесные? Можно ли попасть в Царство Небесное, добиться жизни вечной, и одновременно не расставаться со своими излюбленными грехами, не покидая своего пристрастия к роскоши и богатству, к земным удовольствиям и наслаждениям? Иными словами можно ли сочетать совершение добрых дел с греховными?

Для ответа на этот вопрос Иисус Христос использует аллегорию, основанную на противопоставлении, сказав, что «никто не может служить двум господам». Иисус Христос этими словами говорит о существовании двух противоположных миров, Добра и зла, Святости и порока, Правды и лжи, Света и тьмы, и о существовании двух господ, царствующих в этих двух противоположных мирах. Бог является воплощением Разума, Света и Правды.

В Своих словах Иисус Христос с категорической ясностью утверждает, что никто из людей не может служить двум господам. То есть никто из людей не может сразу пребывать в двух противоположных мирах, света и тьмы, святости и греха, в которых повелевают эти господа. Иными словами никто из людей не может одновременно быть добрым и злым, правдивым и лживым, праведником и грешником. Потому что нельзя быть одновременно преданным Богу и сатане. Дальше Иисус Христос, поясняя, почему нельзя служить двум господам, говорит о том, что человек-слуга «или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть».

Иудейская точка зрения. Продолжая разговор о выборе межу материальном и божественном, Йешуа рассказывает своим ученикам об отношении к повседневной работе. Необходимость добывать пропитание ежедневным трудом обсуждалась и мудрецами Мишны, причем в очень похожем ключе. Так в тактате Кидушин, в последней Мишне четвертой главы читаем: «Рабби Меир говорит: вовек пусть учит человек своего сына ремеслу чистому и легкому и пусть молится тому, кому принадлежит все богатство и все имущество, потому, что нет ремесла с которым не были бы связаны и бедность и богатство, так как не от ремесла бедность и не от ремесла богатство, но все в мире по мере его заслуг.

Раби Шимон сын Эльазара, говорит: видел ли ты за всю свою жизнь зверя и птицу, у которых было бы ремесло? А они получают пропитание без забот и огорчений! А ведь они сотворены только для того, чтоб мне служить, я же сотворен чтобы служить моему владетелю – так разве не должен бы я получать свое пропитание без забот и огорчений? Но дело лишь в том, что испортил я поступки свои и урезал свое пропитание.

От автора. Кто истинно верует, не стремиться к богатству мира и не видит в нём удовлетворения для своей души. Верующий довольствуется тем, что необходимо.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матв 6:25)

Православная трактовка. В этих словах Иисус Христос сравнивает душу с пищей и тело с одеждой. Пища в этих словах приведена как пример телесных потребностей человека. А назначение пищи – поддержание жизненных сил человека, чтобы он имел возможность совершать поступки для спасения своей души. Словами «душа не больше ли пищи» Иисус Христос говорит, что забота о душе важнее, чем забота о теле, связанная с приемом пищи. Но Он не отрицает необходимую заботу о хлебе насущном. И как одежда необходима для человека, чтобы предохранять его от непогоды, так необходимо и тело для души, так как душа обитает в теле. Тело человека — это одежда для души. Это дом для духа. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1Кор.6:19). Но душа более значимей пищи (необходимых телесных потребностей), как и тело более значимей одежды, необходимой для тела. Поэтому не нужно чрезмерно заботиться о пище и питье для тела, а следует прежде заботиться о душе, которая значительно больше, важней, самой вкусной пищи и самого вкусного питья, и красивой одежды. Душа важнее тела, потому что душа – это дар Божий, искра Божия. Без души невозможна жизнь человека, и через спасение души человек достигает Царства Небесного. Поэтому прежде надо заботиться не о телесных потребностях человека, а о духовных.

От автора. Здесь приводится иерархия значимости. Что самое важное для человека в нем самом – душа, затем тело. Тело нужно рассматривать как инструмент для совершенства. Душе не важна ни материальная еда, ни питьё. Душа питается хлебом, сходящим с небес – словом Божьим. Телу же безразлично, во что оно одето. Человек должен в первую очередь заботиться о своей душе.

Всем мира, любви и добра!