Найти тему
Валерий Грачиков

Хитрая брачная политика Петра I

Рассказывая о том, как Петр Алексеевич Россию поднял на дыбы, как-то обычно забывают об еще одном важном факте – перевернув все в стране, он перевернул все и в своем собственном роду, решившись на то, что до него не делал ни один Романов на русском троне, да и Рюрюковичи делали нечасто.

Дело в том, что Петр I забил на то, что царские дочери должны сидеть дома и не доставаться никому, а оценил их так же, как было принято в Европе – как важный инструмент политики. Или, говоря проще – как брачный товар, необходимый в дипломатии. И Петру I ради его политических целей было глубоко без разницы, какой там веры будет будущий муж царевен – католик или протестант. Да и просто, каков человек. Главное – политические цели и завязывание нужных контактов.

Порой принято считать, что ради так сказать, «выхода в Европу» Петр I взял курс на установление родства со всякими мелкими германскими князьками, лишь бы хоть с кем-нибудь породниться. На самом деле вовсе даже нет. Все устроенные им свадьбы так или иначе ложились в канву Великой Северной войны или усиления влияния России. Вот смотрите сами.

Для начала Петр Алексеевич выдал замуж свою племянницу Анну Иоанновну за герцога Курляндии Фридриха-Вильгельма осенью 1710 года.

Анна Иоанновна
Анна Иоанновна

Но тут надо вспомнить, что к тому моменту русские войска после захвата Риги как раз оказались около границ этой самой Курляндии. А сама эта небольшая прибалтийская страна еще недавно была не такой уж ничего не значащей. Вообще-то в XVII веке Курляндия пыталась свои колонии на Карибах и в Африке основывать и даже некоторое время ими владела. Да и порты курляндские на Балтике России были больше интересны как союзные, а не как сторонние. Правда, к тому моменту, когда 17-летнюю девушку выдали замуж за курляндского герцога, вопрос о маленькой, но гордой Курляндии стоял уже так – кто приберет ее к рукам: Пруссия, Речь Посполитая или Россия. Нельзя было исключать и Швецию, войска которой несколько лет просто стояли в этой стране, не спрашивая особо мнения герцога. Так уж получилось, что военная слава Курляндии к тому моменту была невелика.

В общем, брак был нужен, так как Курляндия была нужна дружественной. И никто не виноват, что курляндский герцог вздумал соревноваться с Петром, кто кого перепьет и турнира не выдержал. Кстати, Анна Иоанновна потом и дальше оказалась верной соратницей своего дяди и исполнила все, что он приказал и приказывал. Надо было России – и молодая герцогиня, наплевав на себя, сидела в Курляндии. Потом потребовалась в России – вернулась. И оказавшись на троне, тоже верно выполняла то, что планировал, но не доделал дядюшка.

Еще интереснее был второй заграничный брак. Дело в том, что Петр Алексеевич женил своего сына Алексея не на московской боярышне или княжне, а на принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттенской. Принцесса была дочерью герцога Людвига Рудольфа Брауншвейг-Вольфенбюттельского. И казалось бы, ну на самом деле – Петр женил сына на дочери какого-то захолустного немецкого герцога. Ну куда это годится?!

Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттенская
Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттенская

А годилась эта принцесса на русский трон, между прочим, очень даже. Потому что на старшей сестре принцессы Шарлотты Елизавете Кристине был женат ни много ни мало император Священной Римской империи Карл VI. То есть получается, что царевич Алексей и австрийский император были женаты на родных сестрах. Свояками были. Очень такой отличный вообще-то дипломатический ход.

Другое дело, что у Елизаветы Кристины все в общем-то получилось хорошо, кроме сыновей. А принцесса Шарлотта отправилась в Петербург, который на тот момент существовал по большей части только на бумаге. Ведь Петру Алексеевичу почему-то не угодил Ниеншанц в устье Охты, он решил строить город ниже по течению, наверное, чтобы его наводнениями заливало лучше. В общем, брауншвейгская принцесса ютилась, где придется, в том числе и в домах с протекающей крышей, если верить ее письмам. С другой стороны у Меншикова в Петербурге к тому моменту на Васильевском острове уже был вполне себе дворец.

Екатерина Иоанновна
Екатерина Иоанновна

Следующая свадьба случилась в 1716 году, когда Петр I выдал племянницу Екатерину Иоанновну за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда. Тоже можно сказать, что царь спихнул племянницу не пойми куда. Но это не пойми куда укладывалось в балтийскую политику Петра – ему были нужны порты Мекленбурга на Балтике, чтобы укрываться там от шведов и охранять торговый путь. Петр строил свою балтийскую империю и Мекленбург вслед за Курляндией тоже должен был стать ее частью, переманенный силой и брачным союзом со шведской стороны.

Анна Петровна
Анна Петровна

Ну и наконец завершающий его брак – свою любимую дочь Анну Петр I выдал за герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха (свадьбу сыграли уже когда Петра не стало, в 1725 году). А Голштиния – это город-порт Киль, это перешеек, ведущий к Дании – очень важное место на Балтике и вообще в Северной Европе и следовательно, в строящейся Балтийской империи России. И это не считая того, что герцог Карл Фридрих – родной племянник шведского короля Карла XII, сын его родной сестры. То есть, у него имелись еще и шансы занять шведский трон – а Швеция на тот момент, хоть Северная война и закончилась, была России совсем не другом.

Так что все хорошо у Петра I было с брачной политикой.

Хоть все перечисленные выше браки и оказались, скажем так, очень неудачными в личном плане. Но свою политическую роль они сыграли в полной мере.

----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм