В 70 годах прошлого века, ещё оставались в хозяйствах эти испытанные временем трактора. ДТ–54 легендарный трактор. Но всему своё время, в хозяйства стали поступать более современные Т–74 и ДТ–75. Скажу сразу мне не выпала честь поработать на таком тракторе, но на нём работал мой старший брат. После окончания СПТУ он проходил практику на целине, где работал на ДТ–54. На вспашке, с прицепным плугом. После дел целинных, пришёл в родной совхоз, и получил, старенький, но добротный трактор ДТ–54. Я младший брат, ещё учился в школе. Если брат, работал недалеко от хутора, то обязательно шёл к нему кататься на тракторе. Силосные, курганы ставили на территории МТФ, а это было рядом с хутором. Брат своим ДТ54 укатывал силос. После школы бежал на курган к брату.
Нравилось мне смотреть на трактора, которые сновали по кургану, снизу вверх, трактора не разворачивались. Движение, без поворотов, сначала передним, потом задним ходом. Гусеницы трактора блестели на солнце, отшлифованные об силосную массу. В хозяйствах, тогда было мало самосвальной техники. С поля до кургана силосную массу доставляли грузовые автомашины, с высокими наставками, в основном это были ГАЗ51 и Газ52. В кузовах стояли волокуши, трактор буксировал машину на курган, другой цеплял волокушу и стаскивал массу с кузова. На кургане образовывались кучи силоса, задача трактора, растащить эту гору, и гусеницами втоптать в курган.
Двери в тракторах всегда открыты, что бы быстро можно было покинуть кабину. Управление трактора простое, в кабине ни чего лишнего, железный пол кабины, истёртый подошвами обуви. Рычаги фрикционов, с деревянными ручками. Педаль сцепления, одновременно с нажатием педали сцепления включался в работу тормоз ок, он тормозит первичный вал, для безударного включения передачи. Две педали тормоза, правая и левая. От силы нажатия на педаль тормоза, при выжатом на себя фрикционе трактор выполняет поворот. Если натянуть на себя оба фрикциона вместе, то трактор останавливается. Рычаг ручного газа, расположен под правую руку. Выжал сцепление, включил передачу, добавил обороты дизеля, плавно отпустил сцепление, и трактор поехал. Особенно опытные трактористы могли переключить передачу на ходу, а сделать это было сложно, у меня не получалось. А вот использовать фрикционы вовремя спуска с кургана получалось. Поднялся на вершину, натягиваешь оба фрикциона на себя и трактор лязгая гусеницами, увеличивая скорость катит в низ. Мне нравился этот момент. Кажется и сейчас, бы сел в кабину этого трактора и поехал. Но время ушло.