В 2010 году мы издали книгу "О марках без помарки" Алексея Ивановича Сухарева, известного уфимского коллекционера. Я тогда совсем сумасшедшим был и получал удовольствие от рассматривания марок и конвертиков. И даже "прикалывался" по штемпелям и франкотипам. (Помнит ли кто сейчас такое загадочное слово - "франкотип"? Ну и правильно, не обязательно его помнить.)
На днях попалась мне на глаза книга Алексея Ивановича - зачитался. Развеселила известная всем филателистам история об ошибке на марках с изображением Тургенева, выпущенных к 125-летию со дня рождения. В цитате писателя на них вместо слова «правдивый» было напечатано «справедливый». Получилось, что Тургенев сказал: «Великий, могучий, справедливый и свободный русский язык». Поэтому вскоре после издания марки изъяли из обращения.
Думаю, что художнику Г. Ечеистову тогда здорово влетело за свободное прочтение известного стихотворения в прозе.
Я сразу же вспомнил про свои конвертики с памятником А.С. Пушкину в Пушкинских Горах. На них правая рука поэта "оживает" и совершает движение - вниз, а затем вверх. Мистика!
Но бог с ней, с рукой, в конце концов можно выбрать ракурс наблюдения, когда правая рука действительно будет казаться ниже левой. Анализируя рисунок Бейлина, я вдруг с удивлением обнаружил, что Пушкин не очень-то похож на Пушкина. Вернее сказать, совсем не похож. Но на конверте было написано "Памятник А.С. Пушкину", и я опознавал его как Пушкина, тем более что изображение памятника хорошо известно.
Решив проверить себя, отсканировал пушкинский профиль с конверта и дал задание гуглу определить, кто это. Гугл довольно быстро выдал ответ - Джордж Вашингтон! Пушкина в скульптуре он не признал.
Тогда я стал анализировать изображения с двух других конвертов, увеличив их в масштабе. Чем подробнее я рассматривал рисунки, тем меньше узнавал знакомые черты.
Каков же должен быть вывод? А он такой: для нашего восприятия гораздо важнее синтез, чем анализ. Это особенность мозга - принимать в расчет общие контуры с отдельными заметными (существенными) деталями, остальное он дорисовывает сам. Существенны, к примеру, бакенбарды и поза бронзовой фигуры, для того чтобы узнать в скульптуре Пушкина, остальные детали дополняет мозг зрителя.
Мы и при чтении, особенно быстром, узнаём слова по опорным буквам, прежде всего согласным, то есть по контуру слова. Мы домысливаем смыслы, исходя из общего контекста. Так слово "справедливый" для художника Г. Ечеистова, видимо, оказалось в смысловом контексте тургеневской фразы, а контуры слов совпадали: сПРАВеДлИВЫЙ - ПРАВДИВЫЙ. Так что ошибка была ненамеренной и вполне закономерной. Вспомните, как мы не различаем близнецов, которых матери никогда не спутают. Или как китайцы поначалу кажутся все на одно лицо,
Что можно посоветовать читателям книг, исходя из всей этой запутанной истории? Читайте медленно и развивайте внимание, на забывая, что мозг ваш ценит скорость, синтез и воображение.