По четырем причинам иерей во время чтения пророческих паремий показывает народу возженную свечу и говорит: Свет Христов просвещает всех.
Рис. 1 Лампада подвесная
Аргументы
Во-первых: не только на Преждеосвященной Литургии, но и на всякой великопостной вечерни всегда читаются две паремии, одна из книги Бытия, а другая из Притчей, как и в Уставе на странице 132 на об. показано: во всю великую Четыредесятницу вечера читается едина паремия Бытия и вторая Притчей.
Но вся книга Бытия историческим образом описывает бывшие с самого начала мироздания дела человеческие, особенно падение Адамово, разные заблуждения людей, многие казни, последовавшие за них, и различные прещения на непокорных. Книга же Притчей объясняет пришествие на землю Христа Спасителя, Его смотрение, прогнание нашей тьмы Божественным светом, наставляет всякого на путь правый и предлагает для сего разные нравственные и таинственные способы. Симеон Солунский (в главе 354) пишет: «Книга Бытия повествует о том, что случилось с начала мира, т.е. о сотворении людей и падении Адама; книга же Притчей предсказательно повествует о Сыне Божием и чрез Него дает советы усыновленным, как сынам; Самого Сына называет Премудростию, которая, говорит, создала себе дом, т.е. семь даров Духа Святого, всех питает и поит хлебом Тела и чашею Крови Своей и есть Свет, освещающий горняя и дольняя». А потому священник, пред чтением Притчей, как бы для подтверждения слов, просвещающих наши души, во образе вещественного держимого в руках света, показывает Самого Христа, Который не тотчас по сотворении мира, но по прошествии многих веков, как бы к вечеру, пришел просветить нас, – и громогласно говорит: Свет Христов просвещает всех. Это мнение Симеон Солунский подтверждает в той же (354) главе: «по окончании чтения книги Бытия тотчас является иерей в царских вратах со свечами и, когда все встают, он, делая кадильницею знак креста, громогласно говорит: премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех, и потом уходит во святой алтарь. Тогда чтец на амвоне читает Притчи. Это показывает, что под конец веков Иисус Христос, Свет истинный, воссиял седящим во тьме, и светом Своей благодати наполнил вселенную».
Во-вторых: на Преждеосвященной Литургии, которая есть не что иное, как то же вечернее пение, свечи возжигаются при пении «Господи, воззвах», и пред возжением их, чрез молитвы светильничные, бывает совершаемо благодарение за ночной свет, даруемый людям от Бога, и моление, дабы Бог наставил нас ходить во свете истины (как сказано было сей же части в гл. 4, §15); теперь священник, чрез вещественную свещу, показывает людям духовное и небесное сияние, находящееся в Преждеосвященных Тайнах, и словами: свет Христов просвещает всех, вселяет в народе твердую надежду на просвещение наших душ чрез приобщение Христовых Тайн.
В-третьих: оглашенные, как готовящиеся ко крещению или просвещению, тотчас по прочтении сугубой ектении должны быть выведены; но пред этим их изведением показуется им, под образом вещественного света, Христос - истинный Свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир и присутствующий в Преждеосвященных Тайнах, и показуется для того, чтобы они уверены были, что приимут в крещении свет от исполнения Его, и в этом удостоверяются словами: свет Христов просвещает всех.
В-четвертых: Евангелие на обыкновенной литургии читается прежде освящения Даров, ибо Христос прежде благовестил Свое учение, а потом преподал, под видом хлеба и вина, Плоть и Кровь Свою. Но как на преждеосвященной литургии Евангелие, как благовестие Христово, не читается, ибо на оной и Дары не освящаются, но предлагаются прежде освященные; то, вместо Евангелия, священник чрез возженную свещу показывает Христа, являемого в Преждеосвященных Дарах, и просвещение, Им сообщаемое, выражает словами: свет Христов просвещает всех.
Ученые имели единое мнение о чтениях, понимая их как поучения, которые проводили епископы, к людям, которые готовятся принять крещение. Эти чтения были связаны с книгой Бытия. В пятом веке в Иерусалиме такие поучения стали проводиться во второй половине дня, после службы 9-го часа. Проводил такие же поучения в Антиохии Иоанн Златоуст в 386 году. Такие чтения продолжались многие столетия, что видно из гомилии Антиохийского монофизитского патриарха Севира: «…мы в течение сорока дней поста читаем Бытие, т.е. книгу о сотворении».
Важно заметить, что в Иерусалиме чтения книги бытия начинались раньше, (с понедельника сырной седмицы), чем в Антиохии. Это связано с тем, что в Иерусалиме субботние и воскресные дни Великого Поста, за исключением Великой Субботы, не считались постными днями, об этом пишет Этерия: «..подобно тому как у нас перед Пасхой соблюдается Четыредесятница, так здесь перед Пасхой соблюдается восемь недель. И потому соблюдаются восемь недель, что в дни воскресения и в субботу не постятся, за исключением одного субботнего дня, в который бывает пасхальное бдение и в который необходимо поститься, потому что помимо этого дня здесь в течение всего года никогда не бывает поста в субботу. Итак, из восьми недель за вычетом восьми воскресений и семи суббот, потому что в одну субботу необходимо поститься, как я сказал выше, остается сорок один проводимый в посте; это здесь называется eortae, т.е. четыредесятница».
Молитва «Да исправится» напоминает великий прокимен.
А прокимны предшествуют Апостолу и Евангелию.
У Красовицкой написано «Прокимнов и аллилуиариев на литургии может быть только один или два. Чем важнее праздник, тем вероятнее, что будет только лишь один прокимен, и чем скромнее празднование, тем вероятнее, что будет два прокимна. Устав этой части службы состоит в указаниях о соединении или вытеснении тех или иных прокимнов. Например, прокимен воскресный и прокимен святого в любом случае соединяются, а если прокимен седмичный и святого тогда важно, какой это святой, потому что при одних знаках прокимен дня седмицы будет откладываться, а при других не будет.
Апостол и Евангелие на литургии бывают рядовые и особые. Рядовые апостольские и Евангельские чтения идут с первого дня Пасхи, и для каждого дня седмицы есть свое чтение ñ рядовое, по порядку с первого дня Пасхи. В первый день Пасхи читается из Евангелия 1-е зачало от Иоанна, и апостольские Деяния. А есть зачала особые, для праздников: например, на Рождество Христово. Есть специальные зачала для святых, для каждого лика.
Также примечаем, что во время пения «Да исправиться» положено каждение. Антиохийский богослужебник IV века говорит, что был выбран 140 псалом. Иоанн Златоуст говорит об этом: «..что 140 псалом избран для вечерни не только потому, что он подходит для этого времени, но он предписан как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов, чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжении дня, находясь на площади, или дома, или в другом каком-нибудь месте, мы очистили, при наступлении вечера посреством этой духовной песни». Феодорит Кирский также указывает на каждение во время этого псалма. Также примечательно, что пение начинается со второго стиха. Это древняя особенность, унаследованная Сирией, потом Палестиной и Эдесской Церковью, где было влияние арамейкой культуры.
Второе замечание- последовательность богослужения в Барбериновском Евхологионе, где после «Да исправиться» и «Господи помилуй» приведены молитвы об оглашенных, которые готовятся креститься и две молитвы верных, напоминают Сирийскую вечерню IV века, состоящая из одного «140 светильничного псалма» и молитв.
В заключении хотел бы упомянуть о возгласе иерея «Свет Христов просвещает всех».
Что есть свет?
Апостол Павел в своем послании к Филиппийцам говорит: «Все делаете без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни…».
В Евангелии от Матфея сказано: «Вы - свет мира».
Этот обряд лежит в традиции евреев благодарить Бога при разжигании светильников вечером за свет, который дал Христос.
Василий Великий говорит о светильниках так: «Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать и благодать вечерняго света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения; по крайней мере народ возглашает древнюю песнь…Хвалим Отца, Сына и Святаго Духа Божия».
Лампада (от греческаго - светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами в алтаре храма, на престоле и семисвечнике.
В литургическом толковании этот термин означал момент завершения оглашения и начало вечерни. Заметим, что в древних Евхологионах и в русских служебниках ношение светильника и этот возглас поручался диакону, как было с первых веков христианства. Он же находясь среди прочих произносил светильничное благодарение: «Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Господа Иисуса Христа, Господа нашего, чрез Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который ты сотворил для нашего удовлетворения, и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя чрез сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, чрез Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
#СВЕТ #ЛАМПАДА #БЛАГОДАРЕНИЕ #псалом 140 #аргументы #чтения #молитвы