Свидетельства и факты в пользу развития Литургии Преждеосвященных Даров, в свете научных изысканий, представляется затруднительным, так как ранние свидетельства о происхождении относят к VII веку, хотя в некоторых источниках говорится о более ранних, примерно IV века.
В «Пасхальной хронике» говориться: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста четвертого индикта 615 года начали петь после «Да исправится», во время перенесения Даров из скевофикалии на престол; после того, как иерей скажет: «По дару Христа Твоего», народ то час начинает «Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входим входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа».
Согласно другому свидетельству, в житии преподобного Георгия Хозевита (VI-VII века), преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать молодого монаха, или послушника Зинона в Иерихон за просфорами на случай, если кто то посетит монастырь, помолиться. Как то Зинон во время Евхаристии стоял близко к алтарю и слышал слова молитвы, которые читал преподобный Георгий, для освящения Даров, и после этого их запомнил. В воскресный день, когда юноша шел с просфорами из Иерихона, он задумался об этих словах. В это время на на юношу и просфоры сошел Дух Святой и освятил и юношу и просфоры. А преподобному Георгию явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено».
Рис 1 Преподобный Георгий Хозевит
Российские исследователи используют труды Льва Алляция, посвященные этой же теме. Сам Лев Алляций, из «Церковной истории» Сократа Схоластика, говорит, что существовала многообразная богослужебная практика его времени. Лев Алляций - (1586 или 1588, о-в Хиос - 18.01.1669, Рим), греческий эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, автор многочисленных трудов в области филологии и истории, католический богослов. Родился в семье православных греков, Николая Вестарха и Севастии Невриди. В возрасте 10 лет был увезен в Италию, в 1599-1610 гг. учился в греческой коллегии в Риме. Став ревностным католиком, некоторое время занимал пост генерального викария при латинском епископе Хиоса (не принимая сана). Вернувшись в Рим, занялся медициной; с 1619 г. связал свою жизнь с папской Ватиканской библиотекой, где занимал должности от простого писца (scriptor graecus) до главного хранителя.
Рис.2 Ватиканская библиотека
Он высказывал предположение, что в среду и пятницу читаются Священные Писания, и бывает все, что относиться к синаксису (синаксарь, синаксарий (от слова σύναγω собираю, схожусь) так назывались внебогослужебные собрания православных христиан, посвященные благочестивому чтению и псалмопению),кроме совершения Таин.
На основании перевода цитат Смирнов- Платонов сделал вывод, что речь шла о литургии Преждеосвященных Даров. Он внес небольшую поправку после слова «пятницу», и добавил «четыредесятницу»; а слово «синаксис» заменил на слово «литургия». После этого получилось: «В Александрии, в среду и день, называемый пятком (Четыредесятницу), читаются Писания, и учители изъясняют оные, и бывает все, что принадлежит до литургии, кроме освящения Таин».
Рис 3. Софроний, Иерусалимский патриарх
Еще одно подтверждение было найдено в независимом опубликованном трактате по названием «Слово Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащее всю церковную историю», где сказано: «Ныне более прочих в употреблении священнодействие Василия Великого и Иоанна Златоуста, с литургией Преждеосвященных Даров, о которой они говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, а иные-других». Этих подтверждений достаточно для того, чтобы сделать вывод о происхождении и отношении литургии Преждеосвященной к апостольским временам.
Сам текст литургии Преждеосвященной сохранился в рукописях VIII века согласно константинопольской традиции. А в Палестине, текст этой литургии апостола Иакова сохранился в рукописях, датированных примерно Xвеками. Сами же тексты датируются более ранним временем, чем их содержание. Можно привести пример: перевод литургии апостола Иакова, по мнению С. Верхельста, был выполнен в VII веке. Похожие свидетельства указывают на то, что литургия апостола Иакова активно практиковалась уже в VI веке. Свидетельства указывают на то, что литургия Преждеосвященная упоминается в текстах как обычная. С другой стороны описания этой литургии в Иерусалимских богослужениях отсутствует. Значит в Палестине она появилась примерно в VI веке. На Востоке литургия Преждеосвященная, по существующим свидетельствам, активно стала распространятся к началу VII века.
На Западе литургия Преждеосвященная впервые описывается в древней редакции Геласия Сакраментария, сохранившиеся в рукописи около 750 года. Монашеские уставы в VI веке предписывали причащать братию Преждеосвященными Дарами. В древнейших латинских источниках причащение этими Дарами предваряется простой молитвой «Отче наш», с последующим обычным завершением.
Профессор А.А. Димитриевский, найдя в Синайской библиотеке рукопись на латинском языке для литургии Преждеосвященных Даров апостола Иакова, писал: «Несомненно, что чин литургии Преждеосвященных Даров апостола Иакова явился в практике Иерусалимской Церкви очень рано. Отсюда и проник в патриархат Антиохийский и Синайскую архиепископию. Василий Великий, сообразно с потребностями своего времени пересмотрел этот последний чин, сократил его и внес даже свои собственные молитвы, сочинения. В этом вновь проредактированном виде чин литургии Преждеосвященных Даров, усвоив себе даже имя последнего редактора, был введен в богослужебную практику Константинопольской Церкви, а откуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив окончательно чин литургии Преждеосвященных Даров апостола Иакова, о существовании которого хранили довольно неопределенные слухи лишь литературные источники того времени».
Но гипотеза по поводу появления литургии апостола Иакова в Иерусалимской Церкви была отвергнута. Профессор Н.Ф. Красносельцев опубликовал свои наблюдения, сличив трактат, приписываемый патриарху Иерусалимскому Софронию и пришел к выводу, что сочинение, изданное Маи под именем Софрония есть позднее произведение XII века. Ученые, такие как Смирнов-Платонов и Малиновкий говорят о литургии Преждеосвященных Даров как о самопричащении, как традиции. Эта традиция уходит корнями к апостольскому времени и возникла в условиях гонений, согласно Василию Великому.
Из выписки «Евхология», том второй профессора Василия Димитриевского видим упоминания службах, в том числе и о службах Преждеосвященных Дарах: «Из служб суточного круга особого внимания заслуживают песненное последование постовых часов (страница 10-12), и обычных (страница 35-39, 1005-1007), панихид (страница 13-14 ), чины утреннего и вечерняго богослужения с распределением молитв по всему чину (страница 88, 161, 163, 661, 1001), чины литургии Иоанна Златоуста в списках 1260 года (страница 157), литургия XIII (страница 170), …, чины литургии преждеосвященных даров (страница 86, 490, 833), диаконский чин обычной литургии святаго апостола Иакова (страница 245)».
Во время полной литургии, когда происходит освящение Преждеосвященных Даров, эти Дары становятся Телом и Кровию Христовою, и сохраняются до первой Преждеосвященной службы. Значит, как было сказано выше, это связано с традицией хранения Даров раннехристианского времени. Однако причины появляния общественного богослужения, включающего совместное причащение мало известны. Были выдвинуты различные предположения. Одним из таких предположений стало прекращения домашнего причащения с IVвека. Другая возможная причина- установление с III-IV века постоянных богослужений по средам и пятницам, и чтением Писаний.
Самой вероятной причиной появления, или возникновения службы Преждеосвященной – соблюдение с IV века Великого поста (Четыредесятницы).[1]
Трульское правило о соблюдении Великого поста пятьдесят пятое гласит(55): «Поелику мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во святую Четыредесятницу, в субботу ея постятся, вопреки преданному церковному последованию: то святому собору угодно, да и в римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: аще кто из клира усмотрен будет во святой день Господень, или в субботу постящимся, кроме единыя токмо: да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен.»
Трульское правило о само причащении пятьдесят восьмое гласит(58): «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественныя тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон, Дерзающий же на что либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумляяся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати».[2]
Также стали часто проводиться огласительные беседы по будням, и слушать толкования на Писания. В следствие этого к VIII веку совершение Преждеосвященной службы, в римской традиции стало набирать обороты как каждодневная, даже не смотря на то, что каноны Лаодикийского собора (49, 51) не были приняты. В IV веке литургия служилась ежедневно, кроме четверга, а при папе Римском Григории II (715-731) – также по четвергам. Эта практика служения передалась и некоторым восточным традициям, а в последствии была забыта.
С прекращением гонений самопричащение не прекратилось, а напротив. Василий Великий это одобрял и придавал ему обоснование: «Хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что сам Христос говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». В монастырях сохраняли эту традицию самопричащения, в основном, где нет иерея. Также и миряне, храня Тело и Кровь Христову в отдельном сосуде, причащались, тем более, что Дары были доступны и могут ими причаститься в любой момент. Из самого жития Василия Великого, которое приписывается Амфилохию Иконийскому, говориться, что Василий, совершив полную литургию, одной частью Тела Христова причастился, а другую убрал в ковчежец в виде голубя. Григорий Богослов в надгробном слове на кончину своей сестры Горгонии, говорит, что ее исцеление произошло после самопричащения. Сам Григорий свидетельствует : «Горгония одержима была телесным недугом и тяжко страдала; и болезнь ее была необыкновенная и странная: делалось внезапное воспаление во всем теле, и как будто волнение и кипение в крови; потом кровь стыла и цепенела, в теле появлялась невероятная бледность, ум и члены разслабевали, и все сие повторялось не чрез продолжительное время, но иногда почти непрестанно….потом, помазавши все тело сим врачевством своего изобретения, что могла рука собрать вместообразных честнаго Тела и Крови ,смешавши то с своими слезами, (какое чудо!)».[3]
Еще одна возможная причина возникновения литургии Преждеосвященной на Востоке - деятельность нехалкидонитов. Известно, что отличием нехалкидонитов от других – отказ принимать Евхаристию из рук признающего Халкидонский Собор. Василий Великий цитирует письма к Кесарии, (письмо 89, 90): «…ни мало не опасно, если кто во время гонений за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственною своею рукою…А в Александрии и Египте, и каждый крещенный мирянин по большей части имеет причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет». Это письмо в действительности принадлежит Севиру Антиохийскому –одного из главных антихалкидонитов. Нехалкидонитское духовенство, представители которого подвергались гонениям, как Иаков Барадей, много перемешались с места на место, и следовательно могли иметь потребность в совершении литургии Преждеосвященной, или ее кратком чине, где также использовался освященный Хлеб, но чаша освящается заново, так как долго хранить и перемещать Тело и Кровь Христову в древней Церкви не было принято.
Скорее всего изобретателем этого чина Преждеосвященной в Яковитской Церкви считается Севир Антиохийский. Но окончательно приписывать ему, как это делал Успенский, нельзя. Поскольку не существуют и не сохранились свидетельства, подтверждающие это. После чего в городе Константинополе в тридцатых годах VI века была эта практика служения.
Что можно сказать о молитвах, по которым происходило самопричащение?
В пример, из жития Марии Египетской, когда старец Зосима принес ей святое причастие, она попросила прочитать ей «Символ Веры» и «Отче наш». После этого она поцеловала старца и причастилась. А после подняла руки к верху, вздохнула, прослезилась и сказала: «Ныне отпущаеши…». Можно на основании этого свидетельства сделать вывод, что эти молитвы были тем минимумом, на которых происходило самопричащение. Профессор Е.И. Ловягин сделал предположение, что прообраз литургии Преждеосвященной является причащение вечером, в постные дни. А Лурье предположил развитие практики самопричащения у ранних христиан, но и обычай освящения святой чаши мирянами, причем чаша почиталась как сакральный объект.
Из других источников «Собрание древних литургий», цитируем: «Между восточными и западными древними литургиями, составляющими две обширные области, резко отличающиеся одна от другой, есть одна особенная литургия, которая составляет как бы общее достояние Востока и Запада и с глубокой древности до сих пор с одним и тем же названием употребляется как в Восточной церкви, так и в Римской, а за ней и в других Западных церквах. Это литургия Преждеосвященных Даров (Προσηγιασμένη, т.е. λειτουργία, т.е. δώρων Missa praesanctificatorum, т.е. munerum), которая совершается в св. Четыредесятницу – в Восточной Православной Церкви преимущественно по средам и пятницам в первые шесть недель, в четверток и пяток недели, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы и может совершаться в каждый день Великого Поста в случае праздника или предпразднества, кроме суббот и воскресных дней и праздника Благовещения. В Западной церкви только однажды в год – в великий пяток на страстной седмице . Происхождение и устройство этой литургии различными исследователями церковных древностей приписывалось и до сих пор приписывается то Востоку, то Западу».
Я указывал выше, что существовали первые основания и обычаи хранения Преждеосвященных Даров
Эти основоположения совпадают в Восточной и Западной Церкви, и следовательно уходит своими корнями в само основание литургии Преждеосвященных Даров. Эта литургия апостольского времени, которая дошла до первых христиан и древней Церкви.
Приведу в пример высказывания Восточных и Западных исследователей древней Церкви о Литургии Преждеосвященной.
1. Константинопольский патриарх Михаил Анхиали (XII в.), излагая доказательства древности Литургии Преждеосвященных Даров, говорит: «Это тайноводство необходимо сопутствовало проповеди апостольской и появилось вместе с преданием четыредесятидневнаго поста». И еще: «Литургия Преждеосвященных есть исконное и древлепереданное тайноводство, известное в святой Божией церкви прежде самих тайноводителей наших – великого во святых отца нашего Златоуста и архиепископа и божественного украшения Кесарийской церкви величайшего отца нашего Василия. И из 49-го правила святого собора Лаодикийского известно, что в Четыредесятницу не дóлжно приносить хлеб (то есть совершать полную литургию), разве только в субботу и Неделю (день воскресный). Современником этого собора был великий Василий, а свт. Иоанн Златоуст был еще позже по времени».
2. Семион Солунский (XVв.), рассуждая о древности той же литургии, выражается так: «Преждеосвященная литургия существует издревле и от преемников апостольских, как свидетельствуют и молитвы ее, и древнее предание. И мы верим, что она действительно апостольская, существующая изначала ради самого поста, чтобы нам сетовать, а не праздновать во дни сетования, как сказано было об этом и другими прежде нас. Итак, дабы нам не оставаться (то есть в постные дни Четыредесятницы) совершенно непричастными благодати Таин Христовых и очищения через святые молитвы, это и установлено отцами».
3. Патриарх Иерусалимский Софроний ( 644 года) в сочинении о литургии говорит: «Ныне более прочих в уважении священнодействие великого Василия и Иоанна Златоуста с литургией Преждеосвященных Даров, о которой одни говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра верховного Апостола, иные – иначе».
4. Ле Брюн в своей истории литургии говорит: «То, что латиняне соблюдают в этот великий день (Великий пяток), греки совершают с незапамятных времен во все дни поста до среды страстной седмицы... называя литургию Преждеосвященных Даров именем Григория Двоеслова, так как она употребляется в Риме в Великий пяток столько веков, что и не видно ее начала».
В описании литургии Преждеосвященной невозможно не коснуться обращение иерея к народу со светильником и возглашением: «Свет Христов просвещает всех». Это слова есть обряд благочестивых евреев благодарить Бога при возжегании светильников вечером, за свет, который он дал. Христиане переняв у евреев этот обряд, переосмыслили его по другому. Христос - есть свет миру. Это часто повторяется в Писании: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Рассмотрим другие определения:
«Свет миру», «Свет велий», «Светильник».
Свет велий- свет великий – Евангелие. (Закон еврейский был малым светом).
Свет миру- Апостолы.
Светильник - Свеча; Апостолы, хранящие свет благодати, зажженный в них Господом; Ум, окованный заботами о богатстве; Омраченная душа; Ум и вверенное ему познание, и вся деятельность души, в течение всей жизни посвящаемые Богу;
Об обряде внесения светильников говорит Василий Великий: «Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения, но по крайней мере, народ возглашает древнюю песнь…Хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия».
Сохранились от IV-V века светильники с надписью: «Свет Христов просвещает всех». Согласно «Апостольскому преданию» светильник носил диакон, он же, стоя среди присутствующих, произносил благодарение: «Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который ты сотворил для нашего удовлетворения, и так как ныне по твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего чрез Которого Тебе слава и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веком . Аминь».
Возможный ответ к возникновению Литургии Преждеосвященных Даров находится в «Барбериновском евхологионе № 336», датируемом последними годами VIII – началом IХ века и впервые опубликованном Гоаром. Здесь даны молитвы из современного чина: молитва об оглашенных «Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех...», молитва о готовящихся ко святому просвещению «Яви, Владыко, лице Твое...», молитва верных первая «Боже великий и хвальный...», молитва верных вторая «Владыко святый, преблагий...», молитва по перенесении Даров на престол «Иже неизреченных и невидимых тайн, Боже...», с возгласом «И сподоби нас, Владыко...» и сразу «Отче наш...», молитва по причащении «Благодарим Тя, Спаса всех Бога...» и заамвонная «Владыко Вседержителю, иже всю тварь премудростию соделавый...». Знаменательно, что это чинопоследование еще не названо литургией. Оно вообще не имеет никакого именования. Предваряющая эти молитвы надпись: «Во светильничное же после чтений и «Да исправится» и «Господи, помилуй» бывает молитва оглашенных перед Преждеосвященными Дарами» - указывает на то, что данное богослужение совершалось вечером, после каких-то чтений и пения «Да исправится» и «Господи, помилуй» и что за этим следовала не обычная молитва об оглашенных, а особая, после чего происходило причащение.[
Рис 4. Барбериновский евхологион № 336 (требник)
Из «Настольной книги священника» читаем: (Церковный вестник от 1799 года №14). «В Триоди Постной, в последовании первой седмицы, указано открывать Царские Врата после «Да исправиться», перед чтением Апостола и Евангелия; в Чиновнике указано затворять Царские врата после возгласа «Свет Христов просвещает всех».
История развития Литургии, о Дарах, смотрите ТУТ
#требник #да исправится молитва моя #свет христов просвещает всех #церковное предание мария египетская #смирнов-платонов #дары #свидетельства IV века #факты #причащение