Найти тему
Рок на БиС

Мои любимые клавишники. Rick Wakeman. Часть 6. 1977.

Продолжение серии заметок об одном из лучших рок-клавишников. Ссылки на предыдущие заметки внизу под статьей.

После тура в поддержку альбома "No Earthly Connection" у Уэйкмана начались финансовые проблемы. Заметим, что не в первый раз. Итогом помимо всего прочего стал роспуск English Rock Ensemble. Лейбл A&M выручил Рика, согласившись досрочно выплатить Уэйкману гонорары вперед за ещё не выпущенные работы. Но авансы предстояло оправдать. И работа закипела. Причем одновременно в двух направлениях: соло-альбомы и записи в составе группы.

Самое деятельное участие в процессе принял менеджер Yes и самого Уэйкмана Брайан Лейн. Он предложил Уэйкману поговорить с Биллом Бруфордом и Джоном Уэттоном, которые подумывали о создании новой группы. После частной встречи все трое даже репетировали в течение шести недель. Но не сложилось. Бруфорд и Уэттон уже вместе с Эдди Джобсоном и Алланом Холдсуортом выпустили альбом под вывеской U.K. А неугомонный Лейн пригласил Рика встретиться с музыкантами Yes в Швейцарии в ноябре 1976 года. Джазовый швейцарский пианист Патрик Мораз (Patrick Moraz), заменявший Уэйкмана на записи альбома "Relayer", не выдержал "психологического давления" и ушел. Поэтому готовившиеся в Монтрё к работе над новым своим творением музыканты Yes решили возобновить сотрудничество с уже проверенным товарищем. Послушав новый материал, достаточно далеко отстоящий от гигантомании и навороченности "Топографического Океана", Уэйкман сначала согласился сыграть на альбоме в качестве сессионного музыканта, а потом вновь стал полноправным участником коллектива.

К новому творению "йесовцев" я вернусь чуть позже. А пока скажу, что в период с января по сентябрь 1976 года Рик записал диск под названием "White Rock". Коротенький (по нынешним временам) 35-минутный альбом был звуковой дорожкой к одноименному документальному фильму режиссера Тони Мейлэма, посвященному Зимним Олимпийским Играм '76. Забавно, но я, тогда ещё школьник, Зимнюю Олимпиаду в австрийском Инсбруке видел в полном объеме показанного по советскому ТВ. Ибо на две недели заболел. И от скуки смотрел всё. От бобслея до хоккея. С утра и до вечера.

Замах у Мейлэма и продюсера фильма Майкла Самуэльсона был большой. Они равнялись ни много ни мало на два знаменитых спортивных фильма. "Олимпию" Лени Рифеншталь о летних Олимпийских играх 1936 года, проходивших в Берлине, и фильм Кона Итикавы "Токийская олимпиада" о летних Олимпийских играх 1964 года. Однако столь же внушительного резонанса опус Мейлэма, премьера которого состоялась в феврале 1977-го, не вызвал. И саундтрек от Рика Уэйкмана тоже не стал шедевром на века.

Обложка альбома "White Rock" взята на progarchives.com
Обложка альбома "White Rock" взята на progarchives.com

Но и чисто прикладной и проходной вещицей, которая не может существовать без картинки на экране, "Белая Скала" тоже не является. Записанная Риком с помощью ударника Тони Фернандеса (Tony Fernandez) и церковного хора Собора Святого Павла она представляет не только широчайший спектр использованных клавишных синтезаторных инструментов, но и приятные солидные мелодии, сыгранные с присущим маэстро мастерством и создающие самое разное, но неизменно хорошее настроение. Одну композицию Уэйкман, правда, написать просто забыл. И когда настало время представить готовую работу продюсеру и режиссеру, он начал импровизировать. Получилось удачно, послушайте -

Ютуб-канал DACREQUENA

Мне же на данном альбоме всегда нравилась сделанная Риком обработка народной венгерско-цыганской музыки.

Стоит добавить, что "White Rock" в некотором отношении стал шагом вперёд для своего времени. Ранее подобные фильмы сопровождались оркестровой музыкой. Позвав для записи рок-клавишника, Майкл Самуэльсон открыл року дверь в спортивную кинодокументалистику.

Свои плоды в итоге дало и сотрудничество с Yes. Следующим заметным событием года для Уэйкмана стал выход нового альбома с группой. Диск назывался "Going for the One" и появился в июле. Он попал в чарты десятка стран, в родной Великобритании добрался до №1, и получил золотые сертификаты по продажам в той же Великобритании, а ещё в США, Канаде и Франции.

Помимо обычного набора клавишных типа пианино, мелотрона и Минимуга Рик добавил при записи в свой арсенал полифонический аналоговый синтезатор Полимуг, А в паре вещей "Parallels" и "Awaken" он исполнил свои партии на органе в церкви Святого Мартина в швейцарском городе Веве. Причем, если в "Awaken" было использовано традиционное для таких случаев наложение, то в "Parallels" группа играла в студии, а клавишник отдельно в церкви, откуда сигнал по телефонной линии поступал на студийное оборудование.

Синглом с альбома стала песня "Wonderous Stories" -

Ютуб-канал yesofficial

И, наконец, заключительный аккорд 1977-го. В ноябре во время тура в поддержку "Going for the One" Уэйкман выпустил "Criminal Record". Запись была сделана всё в том же Монтрё по окончании сессий "йесовского" студийника. В какой-то степени "Criminal Record" можно назвать концептуальным, или скорее тематическим альбомом. А как же! Диск Уэйкмана и без сквозной темы? Такого быть не может. Все шесть треков посвящены как вымышленным, так и историческим рассказам о злодействе, преступлениях и наказании. Собственно criminal record и переводится как судимость или криминальное прошлое. Но мне больше нравится ещё один перевод. Слово "досье", на мой взгляд, точнее отражает замысел альбома.

Обложка альбома "Criminal Record" взята на progarchives.com
Обложка альбома "Criminal Record" взята на progarchives.com

Причем на этот раз наш герой обошелся в своем тематическом творении практически без вокала. По его же словам он хотел вернуться к временам своего дебютника, когда для рассказа о женах Генриха VIII ему хватило инструментальных средств. Рик записал все клавиши, причем не отказал себе в удовольствии снова поиграть на церковном органе. А после предоставил коллегам по Yes басисту Крису Сквайру и ударнику Алану Уайту (Chris Squire & Alan White) полную свободу для записи ритм-секции, не дав никаких указаний на то, что он в итоге хотел бы от них услышать. Алан и Крис -профессионалы высочайшего класса. Они сделали всё по высшему разряду. Алан, правда, обозвал Рика, как политкорректно выразилась Википедия, "каким-то гинекологическим термином", поскольку темп музыки постоянно менялся. Но в итоге была проделана отличная работа, и Уэйкману, по его словам, даже захотелось изменить некоторые клавишные партии. Но метаться было уже поздно. На переделки не оставалось ни времени, ни денег.

В итоге на первой стороне пластинки оказались три трека, сделанные трио в составе Уэйкман-Сквайр-Уайт.

На второй стороне две коротких композиции приобрели завершенный вид с минимальной помощью перкуссиониста Фрэнка Рикотти (Frank Ricotti) и комедийного актера Билла Одди (Bill Oddie), спевшего несколько строк в вещи под названием "The Breathalyser - Алкотестер". Завершается "Criminal Record" более чем 12-минутной амбициозной композицией "Judas Iscariot" с участием хора Ars Læta Choir of Lausanne и с мощным звучанием того самого церковного органа из собора Святого Мартина, что и на альбоме Yes.

Наверное, это последний из великих альбомов Уэйкмана хоть он, на мой взгляд , чуть-чуть и не дотягивает до уровня "Мифов и Легенд" или "Шести Жен". Это не значит, что все следующие альбомы нашего героя плохи и не заслуживают внимания. Там есть что послушать и что обсудить. Но о них мы поговорим позже...

P.S. Чуть не забыл. Никаких гостевых участий на чужих альбомах в 1977 году не было. И в дальнейшем они превратились в большую редкость.

Автор заметки - БиС.

#rick wakeman #группа yes #white rock #criminal record #going for the one #музыкальные альбомы #музыка #рок #рок-музыканты

Первая часть рассказа о Рике Уэйкмане.

Вторая часть рассказа о Рике Уэйкмане.

Третья часть рассказа о Рике Уэйкмане.

Четвертая часть рассказа о Рике Уэйкмане.

Мои любимые клавишники. Rick Wakeman. Часть 5. 1975-1976.