Продолжение серии заметок об одном из лучших рок-клавишников. Ссылки на предыдущие заметки внизу под статьей.
После тура в поддержку альбома "No Earthly Connection" у Уэйкмана начались финансовые проблемы. Заметим, что не в первый раз. Итогом помимо всего прочего стал роспуск English Rock Ensemble. Лейбл A&M выручил Рика, согласившись досрочно выплатить Уэйкману гонорары вперед за ещё не выпущенные работы. Но авансы предстояло оправдать. И работа закипела. Причем одновременно в двух направлениях: соло-альбомы и записи в составе группы.
Самое деятельное участие в процессе принял менеджер Yes и самого Уэйкмана Брайан Лейн. Он предложил Уэйкману поговорить с Биллом Бруфордом и Джоном Уэттоном, которые подумывали о создании новой группы. После частной встречи все трое даже репетировали в течение шести недель. Но не сложилось. Бруфорд и Уэттон уже вместе с Эдди Джобсоном и Алланом Холдсуортом выпустили альбом под вывеской U.K. А неугомонный Лейн пригласил Рика встретиться с музыкантами Yes в Швейцарии в ноябре 1976 года. Джазовый швейцарский пианист Патрик Мораз (Patrick Moraz), заменявший Уэйкмана на записи альбома "Relayer", не выдержал "психологического давления" и ушел. Поэтому готовившиеся в Монтрё к работе над новым своим творением музыканты Yes решили возобновить сотрудничество с уже проверенным товарищем. Послушав новый материал, достаточно далеко отстоящий от гигантомании и навороченности "Топографического Океана", Уэйкман сначала согласился сыграть на альбоме в качестве сессионного музыканта, а потом вновь стал полноправным участником коллектива.
К новому творению "йесовцев" я вернусь чуть позже. А пока скажу, что в период с января по сентябрь 1976 года Рик записал диск под названием "White Rock". Коротенький (по нынешним временам) 35-минутный альбом был звуковой дорожкой к одноименному документальному фильму режиссера Тони Мейлэма, посвященному Зимним Олимпийским Играм '76. Забавно, но я, тогда ещё школьник, Зимнюю Олимпиаду в австрийском Инсбруке видел в полном объеме показанного по советскому ТВ. Ибо на две недели заболел. И от скуки смотрел всё. От бобслея до хоккея. С утра и до вечера.
Замах у Мейлэма и продюсера фильма Майкла Самуэльсона был большой. Они равнялись ни много ни мало на два знаменитых спортивных фильма. "Олимпию" Лени Рифеншталь о летних Олимпийских играх 1936 года, проходивших в Берлине, и фильм Кона Итикавы "Токийская олимпиада" о летних Олимпийских играх 1964 года. Однако столь же внушительного резонанса опус Мейлэма, премьера которого состоялась в феврале 1977-го, не вызвал. И саундтрек от Рика Уэйкмана тоже не стал шедевром на века.
Но и чисто прикладной и проходной вещицей, которая не может существовать без картинки на экране, "Белая Скала" тоже не является. Записанная Риком с помощью ударника Тони Фернандеса (Tony Fernandez) и церковного хора Собора Святого Павла она представляет не только широчайший спектр использованных клавишных синтезаторных инструментов, но и приятные солидные мелодии, сыгранные с присущим маэстро мастерством и создающие самое разное, но неизменно хорошее настроение. Одну композицию Уэйкман, правда, написать просто забыл. И когда настало время представить готовую работу продюсеру и режиссеру, он начал импровизировать. Получилось удачно, послушайте -
Ютуб-канал DACREQUENA
Мне же на данном альбоме всегда нравилась сделанная Риком обработка народной венгерско-цыганской музыки.
Стоит добавить, что "White Rock" в некотором отношении стал шагом вперёд для своего времени. Ранее подобные фильмы сопровождались оркестровой музыкой. Позвав для записи рок-клавишника, Майкл Самуэльсон открыл року дверь в спортивную кинодокументалистику.
Свои плоды в итоге дало и сотрудничество с Yes. Следующим заметным событием года для Уэйкмана стал выход нового альбома с группой. Диск назывался "Going for the One" и появился в июле. Он попал в чарты десятка стран, в родной Великобритании добрался до №1, и получил золотые сертификаты по продажам в той же Великобритании, а ещё в США, Канаде и Франции.
Помимо обычного набора клавишных типа пианино, мелотрона и Минимуга Рик добавил при записи в свой арсенал полифонический аналоговый синтезатор Полимуг, А в паре вещей "Parallels" и "Awaken" он исполнил свои партии на органе в церкви Святого Мартина в швейцарском городе Веве. Причем, если в "Awaken" было использовано традиционное для таких случаев наложение, то в "Parallels" группа играла в студии, а клавишник отдельно в церкви, откуда сигнал по телефонной линии поступал на студийное оборудование.
Синглом с альбома стала песня "Wonderous Stories" -
Ютуб-канал yesofficial
И, наконец, заключительный аккорд 1977-го. В ноябре во время тура в поддержку "Going for the One" Уэйкман выпустил "Criminal Record". Запись была сделана всё в том же Монтрё по окончании сессий "йесовского" студийника. В какой-то степени "Criminal Record" можно назвать концептуальным, или скорее тематическим альбомом. А как же! Диск Уэйкмана и без сквозной темы? Такого быть не может. Все шесть треков посвящены как вымышленным, так и историческим рассказам о злодействе, преступлениях и наказании. Собственно criminal record и переводится как судимость или криминальное прошлое. Но мне больше нравится ещё один перевод. Слово "досье", на мой взгляд, точнее отражает замысел альбома.
Причем на этот раз наш герой обошелся в своем тематическом творении практически без вокала. По его же словам он хотел вернуться к временам своего дебютника, когда для рассказа о женах Генриха VIII ему хватило инструментальных средств. Рик записал все клавиши, причем не отказал себе в удовольствии снова поиграть на церковном органе. А после предоставил коллегам по Yes басисту Крису Сквайру и ударнику Алану Уайту (Chris Squire & Alan White) полную свободу для записи ритм-секции, не дав никаких указаний на то, что он в итоге хотел бы от них услышать. Алан и Крис -профессионалы высочайшего класса. Они сделали всё по высшему разряду. Алан, правда, обозвал Рика, как политкорректно выразилась Википедия, "каким-то гинекологическим термином", поскольку темп музыки постоянно менялся. Но в итоге была проделана отличная работа, и Уэйкману, по его словам, даже захотелось изменить некоторые клавишные партии. Но метаться было уже поздно. На переделки не оставалось ни времени, ни денег.
В итоге на первой стороне пластинки оказались три трека, сделанные трио в составе Уэйкман-Сквайр-Уайт.
На второй стороне две коротких композиции приобрели завершенный вид с минимальной помощью перкуссиониста Фрэнка Рикотти (Frank Ricotti) и комедийного актера Билла Одди (Bill Oddie), спевшего несколько строк в вещи под названием "The Breathalyser - Алкотестер". Завершается "Criminal Record" более чем 12-минутной амбициозной композицией "Judas Iscariot" с участием хора Ars Læta Choir of Lausanne и с мощным звучанием того самого церковного органа из собора Святого Мартина, что и на альбоме Yes.
Наверное, это последний из великих альбомов Уэйкмана хоть он, на мой взгляд , чуть-чуть и не дотягивает до уровня "Мифов и Легенд" или "Шести Жен". Это не значит, что все следующие альбомы нашего героя плохи и не заслуживают внимания. Там есть что послушать и что обсудить. Но о них мы поговорим позже...
P.S. Чуть не забыл. Никаких гостевых участий на чужих альбомах в 1977 году не было. И в дальнейшем они превратились в большую редкость.
Автор заметки - БиС.
#rick wakeman #группа yes #white rock #criminal record #going for the one #музыкальные альбомы #музыка #рок #рок-музыканты
Первая часть рассказа о Рике Уэйкмане.
Вторая часть рассказа о Рике Уэйкмане.
Третья часть рассказа о Рике Уэйкмане.