Привет, друзья!
Гавайские острова в начале 19 века имели все шансы войти в состав Российской империи. Александру I даже было подано соответствующее официальное прошение со стороны одного из гавайских вождей.
Несмотря на выгоды, которые приобретала наша страна за счет включения в свой состав «райских» островов, от предложения решено было отказаться.
Почему это произошло? Расскажем, подробнее...
Торговые корабли Российско-Американской компании регулярно ходили в плавание из русских поселений в Северной Америке в порты Восточной Азии, где с большой выгодой сбывала добытую пушнину.
Гавайские острова, расположенные по центру Тихого океана, имели для РАК стратегическое значение – как с военной, так и с экономической точки зрения.
Поэтому руководство компании с интересом рассматривало планы по установлению собственного контроля над архипелагом.
В 1815 году произошел инцидент с российским судном «Беринг», которое оказалось выброшено на побережье одного из Гавайских островов и было захвачено местным правителем Камеамеа.
РАК воспользовалась случаем и отравила на Гавайи своего спецпосланника. Им стал российский дворянин немецкого происхождения барон Георг Шеффер.
В его задачи входило наладить контакты с гавайскими правителями и, по возможности, получить торговые преференции для компании.
На архипелаге Шефферу пришлось столкнулся с противодействием со стороны американцев, которые также претендовали на Гавайский острова. Им удалось склонить Камеамеа на свою сторону и убедить во враждебных намерениях русских.
От греха подальше Шеффер уплыл на остров Кауаи, где вошел в альянс с вождем Каумуалии, который намеревался свергнуть Камеамеа и стать правителем Гавайев.
Каумуалии рассчитывал на помощь русских. Для этого он 21 мая 1816 года обратился к императору Александру I с просьбой принять Гавайи под свое покровительство.
Прошение было направлено в Петербург по каналам Российско-Американской компании. Шефферу и его людям Куамуалии пожаловал на Кауаи несколько территорий.
Здесь русские моряки с помощью местного населения разбили сады и основали фермерское хозяйство. Также для защиты российского суверенитета над Гавайями они построили три крепости: две земляные и одну каменную.
В силу огромных расстояний Российской империи послание Шеффера путешествовало до столицы больше года. Еще полгода потребовалось, чтобы царская администрация выработала решение.
Оно заключалось в резолюции, изложенной министром иностранных дел Нессельроде в феврале 1818 года:
«Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой существенной пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами».
Правительство не решилось на обострение отношений с США и Великобританией, которое могло возникнуть после установления российского протектората над Гавайями. И отказалось от проекта Шеффера.
Кстати говоря, когда была опубликована резолюция Нессельроде, русской колонии на Гавайях уже не осталось. 17 июня 1817 после вооруженного столкновения, в котором трое русских и несколько гавайцев были убиты, Шеффер и его люди были покинули Кауаи.
В дальнейшем Русско-Американская компания несколько раз выходила на правительство с проектами покупки одного из Гавайских островов, но каждый раз получала отказ.
В настоящее время память о русском присутствии на архипелаге сохранилась в виде остатков каменной Елизаветинской крепости на Кауаи.
Она была реконструирована в первой половине 2010-х годов. Сейчас здесь находится американский исторический парк «Российский форт Елизаветы».
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.