В начале июля 1943 года в районе станции Поныри было жарко. Немцы рвались к станции и дальше, стремясь окружить советские войска на Курской дуге. Советские войска отчаянно отбивались от наседавших фрицев. Бои кипели такого ожесточения и накала, что, по мнению ряда историков были вполне сопоставимы со Сталинградом. Землю около Понырей перепахали вдоль и поперек чуть более чем полностью.
При этом после начала боев у советского командования возникла большая проблема – не было точных данных о составе сил противника. А следовательно было сложно понять, какой сюрприз ждать от немцев через час-два и тем более на следующий день. При этом плотность войск была такова, что для действий разведчиков не было почти никакой возможности. Тем не менее, заместителю командира разведбата капитану Дмитрию Закревскому, отцы-командиры поставили задачу – идти за «языком».
В ночь с 8 на 9 июля 1943 года, сформированная Закревским разведгруппа из 12 человек (сам капитан и одиннадцать отобранных им бойцов) смогла продвинуться в немецкий тыл на расстояние около пяти километров. И там, во время движения, разведчики заметили около лесопосадки «бугор». При ближайшем рассмотрении «бугор» оказался немецким танком, укрытым брезентом.
Причем рядом с танком работала рация, внутри машины горел свет, а к борту был привернут столик, на котором лежали карты и документы. В общем, хваленый немецкий орднунг дал капитальный сбой – машина оказалась самым разгильдяйским образом брошена, а тут как снег на голову свалились советские разведчики.
Таким «косяком» было грех не воспользоваться, тем более, что младший лейтенант Петр Косик сел за рычаги управления и смог управиться с танком. Само собой, как только «панцер» тронулся, немцы тут же очнулись и просто так, тихо и незаметно уехать не получилось. Пришлось и пострелять, и гранаты кидать.
Но в общем и целом все получилось успешно – танк добрался до своих. В ходе рейда и по возвращении к своим все остались целы и невридимы. Более того, когда танк пересекал линию боевого соприкосновения, немцы приняли его за свой и дернулись было в атаку, но их пыл быстро охладили из пулемета.
Само собой, герои тут же получили свою порцию славы. Про них рассказали в сводке Совинфорбюро. Про героев написали в газетах, в том числе в «Правде»: сначала просто упомянули в сводке Совинфорбюро в номере от 11 июля. А потом, 14 июля опубликовали фотографию капитана Закревского и танка Т-IV.
Интересно, что в «Правде» сообщили, что группа Закревского захватила Т-IV. В наградных листах на членов группы, а их наградили «Красными знаменами» и орденом Отечественной войны I степени, сообщается, что они захватили «Пантеру». В общем, как-то не договорились с типом танка. По немецким документам потерянный штабной танк вообще был T-III :) Но тут важнее было даже не то, какой именно танк захватили, а захваченные документы, которые прояснили командирам, сколько врагов атакуют наши позиции у Понырей.
И на этом историю о подвиге можно было бы закончить, если бы не два важных момента. Один грустный, второй – интересный.
Начну с печального момента, который случился прямо после того, как группа Закревского вернулась к своим.
Помните, чем заканчивается прекрасная и грустная повесть «На войне как на войне» Виктора Курочкина? Именно повесть, не фильм? Заканчивается она не очень хорошо, потому что герой, лейтенант Малешкин в тот же день, после совершенного им подвига, сложил свою голову из-за случайного осколка.
Так вот один из главных героев этой истории с угоном танка - младший лейтенант Петр Дмитриевич Косик, прожил после того, как пригнал машину к своим, всего два часа. Потому что следом налетели немецкие самолеты, началась бомбежка, в которой Косик и сложил свою голову. Война. Курская дуга. Сложить свою голову там было очень просто, уцелеть было гораздо сложнее. Так что младший лейтенант Косик свое «Красное знамя» не получил.
Зато капитан Закревский этим же приказом был награжден не только «Красным знаменем», но и «Отечественной войной» I степени. Почему и как такое получилось?
Да просто буквально за пару дней до знаменитого рейда все тот же Закревский отличился в другом деле. Немцы бомбили советские позиции. И Закревский очередью из пулемета попал по двухмоторному Ю-88. И у того загорелся мотор. Да так удачно, что «Юнкерс» на глазах у всех свалился. То есть перед тем, как организовать угон танка, бравый капитан-разведчик еще и умудрился свалить немецкий бомбардировщик.
Кстати, Закревский благополучно дошел до Победы и демобилизовался в 1947 году.
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм