Найти тему
Валерий Грачиков

Разведчики капитана Закревского пошли за «языком», а угнали штабной танк с картами

В начале июля 1943 года в районе станции Поныри было жарко. Немцы рвались к станции и дальше, стремясь окружить советские войска на Курской дуге. Советские войска отчаянно отбивались от наседавших фрицев. Бои кипели такого ожесточения и накала, что, по мнению ряда историков были вполне сопоставимы со Сталинградом. Землю около Понырей перепахали вдоль и поперек чуть более чем полностью.

При этом после начала боев у советского командования возникла большая проблема – не было точных данных о составе сил противника. А следовательно было сложно понять, какой сюрприз ждать от немцев через час-два и тем более на следующий день. При этом плотность войск была такова, что для действий разведчиков не было почти никакой возможности. Тем не менее, заместителю командира разведбата капитану Дмитрию Закревскому, отцы-командиры поставили задачу – идти за «языком».

В ночь с 8 на 9 июля 1943 года, сформированная Закревским разведгруппа из 12 человек (сам капитан и одиннадцать отобранных им бойцов) смогла продвинуться в немецкий тыл на расстояние около пяти километров. И там, во время движения, разведчики заметили около лесопосадки «бугор». При ближайшем рассмотрении «бугор» оказался немецким танком, укрытым брезентом.

Причем рядом с танком работала рация, внутри машины горел свет, а к борту был привернут столик, на котором лежали карты и документы. В общем, хваленый немецкий орднунг дал капитальный сбой – машина оказалась самым разгильдяйским образом брошена, а тут как снег на голову свалились советские разведчики.

-2

Таким «косяком» было грех не воспользоваться, тем более, что младший лейтенант Петр Косик сел за рычаги управления и смог управиться с танком. Само собой, как только «панцер» тронулся, немцы тут же очнулись и просто так, тихо и незаметно уехать не получилось. Пришлось и пострелять, и гранаты кидать.

Но в общем и целом все получилось успешно – танк добрался до своих. В ходе рейда и по возвращении к своим все остались целы и невридимы. Более того, когда танк пересекал линию боевого соприкосновения, немцы приняли его за свой и дернулись было в атаку, но их пыл быстро охладили из пулемета.

-3

Само собой, герои тут же получили свою порцию славы. Про них рассказали в сводке Совинфорбюро. Про героев написали в газетах, в том числе в «Правде»: сначала просто упомянули в сводке Совинфорбюро в номере от 11 июля. А потом, 14 июля опубликовали фотографию капитана Закревского и танка Т-IV.

-4

Интересно, что в «Правде» сообщили, что группа Закревского захватила Т-IV. В наградных листах на членов группы, а их наградили «Красными знаменами» и орденом Отечественной войны I степени, сообщается, что они захватили «Пантеру». В общем, как-то не договорились с типом танка. По немецким документам потерянный штабной танк вообще был T-III :) Но тут важнее было даже не то, какой именно танк захватили, а захваченные документы, которые прояснили командирам, сколько врагов атакуют наши позиции у Понырей.

-5

И на этом историю о подвиге можно было бы закончить, если бы не два важных момента. Один грустный, второй – интересный.

Начну с печального момента, который случился прямо после того, как группа Закревского вернулась к своим.

Помните, чем заканчивается прекрасная и грустная повесть «На войне как на войне» Виктора Курочкина? Именно повесть, не фильм? Заканчивается она не очень хорошо, потому что герой, лейтенант Малешкин в тот же день, после совершенного им подвига, сложил свою голову из-за случайного осколка.

-6

Так вот один из главных героев этой истории с угоном танка - младший лейтенант Петр Дмитриевич Косик, прожил после того, как пригнал машину к своим, всего два часа. Потому что следом налетели немецкие самолеты, началась бомбежка, в которой Косик и сложил свою голову. Война. Курская дуга. Сложить свою голову там было очень просто, уцелеть было гораздо сложнее. Так что младший лейтенант Косик свое «Красное знамя» не получил.

-7

Зато капитан Закревский этим же приказом был награжден не только «Красным знаменем», но и «Отечественной войной» I степени. Почему и как такое получилось?

Да просто буквально за пару дней до знаменитого рейда все тот же Закревский отличился в другом деле. Немцы бомбили советские позиции. И Закревский очередью из пулемета попал по двухмоторному Ю-88. И у того загорелся мотор. Да так удачно, что «Юнкерс» на глазах у всех свалился. То есть перед тем, как организовать угон танка, бравый капитан-разведчик еще и умудрился свалить немецкий бомбардировщик.

Кстати, Закревский благополучно дошел до Победы и демобилизовался в 1947 году.

----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм