Далеко не один мыслитель указывал на взаимосвязь между правительством и человеческой природой — ведь чем лучше мы относимся друг другу, тем меньше мы нуждаемся в правительстве, создавая великое разнообразие теорий: от анархизма для элиты до авторитаризма для подонков.
Вселенная Дюны является, мягко говоря, Вселенной подонков, обладающих широким спектром личных пороков. От откровенно манипулятивных до смертельно гедонистических. В то время как некоторые люди внушают благонадежность и доверие и являются образцами лучших человеческих качеств, у большинства персонажей отсутствуют четкие моральные принципы, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.
Некоторые герои осознают свои слабые стороны, в то время как слабости остальных остаются скрытыми от взгляда читателя.
Из-за этой двусмысленности и неопределенности у нас остается мало однозначных героев. Романы не то чтобы мрачны, но они рисуют картину извращенного и циничного общества. Путь столкновения, которого требует человеческая природа, представляет одну из самых больших проблем. Герберт изображает человечество, которое постоянно находится в борьбе: различные группировки, соперничающие друг с другом в непрерывном стремлении к превосходству и влиянию. Этот саморазрушительный конфликт возникает из-за нашего стремления к самосохранению.
Мы признаем изначально опасную природу людей, брошенных на произвол судьбы в мире ограниченных ресурсов, усугубляемом притязаниями на власть и авторитет. Мы оказываемся во враждебных друг другу лагерях, сражаемся между собой до полного истощения, а точнее — вымираем. Мы находимся в состоянии постоянной войны до тех пор, пока не появится кто-то, обладающий властью и полномочиями, чтобы навязать нам мир.
Философ Томас Гоббс называет такую фигуру Левиафаном. Герберт же наиболее изящно изображает его в личности Лето II. На страницах Библии Левиафаном зовется морское чудовище. Лето II превращается в огромного монстра — наполовину человека, наполовину червя, которого нарекают живым Богом.
Этот смертный Бог, будь то Левиафан или Лето II, внушает нам всем благоговейный трепет и служит связующим звеном политической власти и авторитета. Во Вселенной Дюны Лето II, именуемый Тираном и Богом-Императором, предотвращает людское самоуничтожение и обеспечивает мир, сохраняя человеческий род.
Отрывок из книги Джеффри Николаса «Дюна и Философия»
Пытливый ум журналиста и любознательность Фрэнка Герберта подарили миру удивительно продуманный и многослойный роман, получивший звание классики научно-фантастической литературы. Вереница разнообразных интересов писателя – юнгианская психология, графология, дайвинг, авиация и экология – внесли свой вклад в невероятно сложный и причудливый мир Дюны. А проблемы, которые волновали Герберта полвека назад, оказались как никогда актуальны в современном мире
Чтобы понять всю глубину романа, потребуются фундаментальные знания в области большего количества наук: экологии, философии, истории, этики, религии и лингвистики. Настоящая книга поможет разобраться в философских аспектах Вселенной Дюны и позволит понять те замыслы, которые вложил в нее автор.
Прочитать отрывок или купить книгу «Дюна и Философия» (12+) в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000ima
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:
Есть ли на Венере жизнь? Что на данный момент известно ученым
Обучаемость искусственного интеллекта пугает Илона Маска: на что способен ИИ сегодня