Найти тему
Киновед в штатском

"Внутри": Герой Дефо – не вор, а произведение искусства. У меня есть пять доказательств

Оглавление

После первого просмотра новой картины "Внутри" с Уиллемом Дефо я честно написал в своих соц сетях о том, что мне не хватило в фильме какого-то финального надрыва. Словно что-то осталось недосказанным или спрятанным от глаз. Ну, бывает – не попало в настроение, не сошлись представлением о прекрасном – проще забыть и переключиться на другие фильмы и сериалы. Однако один мой коллега в ответ на разочарование заметил, что я просто неправильно понял всю суть увиденного. Я по привычке смотрел историю неудачного преступления, а фильм не просто не об этом, он даже сделан совсем в другом жанре. Вернувшись в пентхаус архитектора, где оказался заперт взломщик, я посмотрел на "Внутри" другими глазами и обомлел – это же шедевр! Просто мы этого не заметили. Я не заметил...

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Итак, когда взломщик по имени Немо проникает внутрь защищенных апартаментов богатого коллекционера, он рассчитывает вынести несколько бесценных картин и улизнуть не обнаруженным охранной системой. Увы, в последний момент план срывается, и вор оказывается заперт в пентхаусе с системой "Умный дом". Мы считаем, что перед нами сюжет о том, как запертый в условных четырех стенах герой будет пробиваться наружу, но на деле "Внутри" немного о другом. Немо в нем не взломщик, Немо и есть произведение искусства! Да, кошмар, с которым сталкивается плененный злоумышленник – не что иное, как арт-инсталляция, предмет акционизма, объект представления, который, очевидно, устроил хозяин жилища.

-3

Не имея возможности покинуть помещение, Немо вынужден не только бороться за выживание при повышенных и пониженных температурах и добывать себе еду и воду. Он обращается к искусству и сам превращается в искусство. До самого финала зритель продолжает гадать, как же сложится судьба ведущего персонажа, да и развязка остается открытой на усмотрение каждого конкретного смотрящего. Но сочетание нескольких факторов (участие в фильме Уиллема Дефо, премьера "Внутри" на большом киносмотре, амбициозный полнометражный режиссерский дебют неизвестного гения) подталкивают к более внимательному прочтению скрытых смыслов.

-4

Что же указывает на большую мистификацию?

Ни охрана, ни полиция не отреагировали на сигналы тревоги

Одна из первых деталей, которая заставляет усомниться в искренности происходящего и зрителей, и героя – отсутствие какой-либо реакции на сигналы тревоги, сопровождающие срабатывание системы охраны в самом начале фильма. Режущая слух сирена направлена внутрь помещения, а не наружу – это уже само по себе странно, но еще более подозрительно то, что даже после отключения звукового оповещения на взлом никто не откликнулся. А как же сообщение на пульт охраны? А что насчет сигнала владельцу, установившему защиту? Где, в конце концов, служба быстрого реагирования? Всё происходит совсем наоборот – Немо через систему видеонаблюдения видит, что охранник за стойкой в холле небоскреба даже не чешется. Либо все игнорируют сигналы, либо они заведомо не выходят за пределы апартаментов.

-5

Температура управляет поведением Немо

Наблюдение за тем, как окружающая среда влияет на поведение человека – излюбленный способ режиссеров формировать условия для изменения характера и поведения персонажей. Вспомните, как нарастает безумие Артура Флекка в Джокере или всё более явно проявляется склонность к насилию у Патрика Бейтмана в "Американском психопате". Автор "Внутри" более прямолинеен, но и более нагляден – он управляет Немо с помощью регулятора температуры. Запертый в помещении без прямого доступа свежего воздуха вор превращается в пресловутую лягушку, которую не то варят, не то замораживают. Сперва это не кажется чем-то серьезным, но позже напрямую управляет настроением и активностью персонажа Дефо – тот оказывается марионеткой в ловких и натруженных руках. Если кто-то управляет температурой снаружи, конечно...

-6

Немо начинает творить

Проведя некоторое время среди предметов искусства, Немо в какой-то момент и сам переходит к своеобразному творчеству. Во-первых, он начинает строить некоторое подобие пирамиды или лестницы, с помощью которой можно было бы дотянуться до вентиляционной шахты на потолке главного зала пентхауса. Во-вторых, герой пытается что-то рисовать на стенах и картинах. Какие-то его творения абстрактны и непонятны, какие-то сугубо прагматичны, но важно то, что дом сдвинул что-то внутри разума злоумышленника и сподвиг его на реализацию странных внутренних идей и видений. Только представьте себе, что за таким преображением наблюдает таинственный демиург – автор инсталляции. Или даже какая-то внешняя публика. Перед ними бандит и разрушитель, постепенно превращающийся в творца и выразителя. Искусство? Искусство, конечно.

-7

Рыбки

Недостаточно этого? Вспомните о... рыбках. Если вы когда-нибудь держали аквариум, то вам должно быть известно, что за водными обитателями требуется ухаживать еще более внимательно, чем за кошками и собаками. И я говорю не только о корме – он может поступать и через автоматическую кормушку – меня скорее смущает то, что аквариумы в пентхаусе никто не чистит. Присутствие водных резервуаров в кадре вообще бессмысленно – воду из них пить нельзя, мясом декоративных обитателей не наешься. Но если смотреть на это с точки зрения искусства, то у рыб появляется особая роль. Мы привыкли видеть в них либо пищу, либо красоту. Во "Внутри" рыбки нужны для красоты, и то что они пленены, делает их только краше, в противовес голубю, который свободен, но сер. Немо – та же рыбка в аквариуме большой квартиры, предмет любования и созерцания со стороны.

-8

Странная система пожаротушения

Ближе к финалу запертому в пентхаусе грабителю удается запустить систему пожаротушения, которая заливает всё обильным количеством воды. Здесь возникает сразу несколько вопросов. Прежде всего, мы помним, что до сих пор Немо не удавалось найти в квартире водопровод, и живительные капли он собирал буквально с листков растений. А тут вдруг вода потекла десятками литров. Второй вопрос – соседи снизу. Затопление – мой самый страшный кошмар с детства, поэтому могу себе только представить, каким количеством проблем отразится на этаже ниже и здании в общем подобный обильный полив. Наконец, льющаяся с потолка вода напрочь уничтожает все те ценности, что находились в апартаментах, в том числе и картины, за которыми пришел Немо. Что же это за защита такая, если она не укрывает произведения искусства от агрессивных сред, а наоборот приводит в негодность. Может, потому что единственное ценное произведение искусства внутри помещения – это Немо?

-9

Что, если никакого пентхауса не существует, а Немо находится на выставочной площадке, где за ним наблюдают поклонники акционизма? Что, если ограбление было мистификацией, способом заманить злоумышленника в своеобразный аквариум? Что, если ведущий персонаж – жертва чудовищного арт-эксперимента, направленного на то, чтобы показать, насколько важной составляющей искусства является страдание, отчаяние, отрешенность? Помните, что Немо нашел вожделенный "Автопортрет", лишь поблуждав несколько дней по всем закоулкам помещения – так и смысл фильма открывается не сразу, но через преодоления и осмысления.

-10

Редкое кино оставляет столь богатое послевкусие, по воздействию на сознание и какие-то культурообразующие рецепторы мне хочется сравнить "Внутри" с "Бархатной бензопилой", лентой, с которой, фактически, начался этот канал. Сложно? Да. Витиевато? Конечно. Изощренно артхаусно? Безусловно. Но искусство и не должно быть простым, к нему нужно возвращаться, переживать заново, впитывать мелким дозами. И открывать по чуть-чуть. Если вы, выходя за пределы Русского музея, Эрмитажа или Третьяковки моментально забываете об увиденном, это, может, и современно, но вряд ли полезно. Так недолго и правда в рыбку превратиться...

-11

Заканчиваю свои культурологические потуги, а то более сведущие искусствоведы засмеют, и переключусь на темы массовые и более зрелищные. Впереди много новых материалов о самых интересных фильмах и сериалах. Заглядывайте регулярно на канал Киноведа в штатском – здесь и в телеграм – у нас бывает занятно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, пейте больше воды, и...

-12

Увидимся в кино!