После первого просмотра новой картины "Внутри" с Уиллемом Дефо я честно написал в своих соц сетях о том, что мне не хватило в фильме какого-то финального надрыва. Словно что-то осталось недосказанным или спрятанным от глаз. Ну, бывает – не попало в настроение, не сошлись представлением о прекрасном – проще забыть и переключиться на другие фильмы и сериалы. Однако один мой коллега в ответ на разочарование заметил, что я просто неправильно понял всю суть увиденного. Я по привычке смотрел историю неудачного преступления, а фильм не просто не об этом, он даже сделан совсем в другом жанре. Вернувшись в пентхаус архитектора, где оказался заперт взломщик, я посмотрел на "Внутри" другими глазами и обомлел – это же шедевр! Просто мы этого не заметили. Я не заметил...
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Итак, когда взломщик по имени Немо проникает внутрь защищенных апартаментов богатого коллекционера, он рассчитывает вынести несколько бесценных картин и улизнуть не обнаруженным охранной системой. Увы, в последний момент план срывается, и вор оказывается заперт в пентхаусе с системой "Умный дом". Мы считаем, что перед нами сюжет о том, как запертый в условных четырех стенах герой будет пробиваться наружу, но на деле "Внутри" немного о другом. Немо в нем не взломщик, Немо и есть произведение искусства! Да, кошмар, с которым сталкивается плененный злоумышленник – не что иное, как арт-инсталляция, предмет акционизма, объект представления, который, очевидно, устроил хозяин жилища.
Не имея возможности покинуть помещение, Немо вынужден не только бороться за выживание при повышенных и пониженных температурах и добывать себе еду и воду. Он обращается к искусству и сам превращается в искусство. До самого финала зритель продолжает гадать, как же сложится судьба ведущего персонажа, да и развязка остается открытой на усмотрение каждого конкретного смотрящего. Но сочетание нескольких факторов (участие в фильме Уиллема Дефо, премьера "Внутри" на большом киносмотре, амбициозный полнометражный режиссерский дебют неизвестного гения) подталкивают к более внимательному прочтению скрытых смыслов.
Что же указывает на большую мистификацию?
Ни охрана, ни полиция не отреагировали на сигналы тревоги
Одна из первых деталей, которая заставляет усомниться в искренности происходящего и зрителей, и героя – отсутствие какой-либо реакции на сигналы тревоги, сопровождающие срабатывание системы охраны в самом начале фильма. Режущая слух сирена направлена внутрь помещения, а не наружу – это уже само по себе странно, но еще более подозрительно то, что даже после отключения звукового оповещения на взлом никто не откликнулся. А как же сообщение на пульт охраны? А что насчет сигнала владельцу, установившему защиту? Где, в конце концов, служба быстрого реагирования? Всё происходит совсем наоборот – Немо через систему видеонаблюдения видит, что охранник за стойкой в холле небоскреба даже не чешется. Либо все игнорируют сигналы, либо они заведомо не выходят за пределы апартаментов.
Температура управляет поведением Немо
Наблюдение за тем, как окружающая среда влияет на поведение человека – излюбленный способ режиссеров формировать условия для изменения характера и поведения персонажей. Вспомните, как нарастает безумие Артура Флекка в Джокере или всё более явно проявляется склонность к насилию у Патрика Бейтмана в "Американском психопате". Автор "Внутри" более прямолинеен, но и более нагляден – он управляет Немо с помощью регулятора температуры. Запертый в помещении без прямого доступа свежего воздуха вор превращается в пресловутую лягушку, которую не то варят, не то замораживают. Сперва это не кажется чем-то серьезным, но позже напрямую управляет настроением и активностью персонажа Дефо – тот оказывается марионеткой в ловких и натруженных руках. Если кто-то управляет температурой снаружи, конечно...
Немо начинает творить
Проведя некоторое время среди предметов искусства, Немо в какой-то момент и сам переходит к своеобразному творчеству. Во-первых, он начинает строить некоторое подобие пирамиды или лестницы, с помощью которой можно было бы дотянуться до вентиляционной шахты на потолке главного зала пентхауса. Во-вторых, герой пытается что-то рисовать на стенах и картинах. Какие-то его творения абстрактны и непонятны, какие-то сугубо прагматичны, но важно то, что дом сдвинул что-то внутри разума злоумышленника и сподвиг его на реализацию странных внутренних идей и видений. Только представьте себе, что за таким преображением наблюдает таинственный демиург – автор инсталляции. Или даже какая-то внешняя публика. Перед ними бандит и разрушитель, постепенно превращающийся в творца и выразителя. Искусство? Искусство, конечно.
Рыбки
Недостаточно этого? Вспомните о... рыбках. Если вы когда-нибудь держали аквариум, то вам должно быть известно, что за водными обитателями требуется ухаживать еще более внимательно, чем за кошками и собаками. И я говорю не только о корме – он может поступать и через автоматическую кормушку – меня скорее смущает то, что аквариумы в пентхаусе никто не чистит. Присутствие водных резервуаров в кадре вообще бессмысленно – воду из них пить нельзя, мясом декоративных обитателей не наешься. Но если смотреть на это с точки зрения искусства, то у рыб появляется особая роль. Мы привыкли видеть в них либо пищу, либо красоту. Во "Внутри" рыбки нужны для красоты, и то что они пленены, делает их только краше, в противовес голубю, который свободен, но сер. Немо – та же рыбка в аквариуме большой квартиры, предмет любования и созерцания со стороны.
Странная система пожаротушения
Ближе к финалу запертому в пентхаусе грабителю удается запустить систему пожаротушения, которая заливает всё обильным количеством воды. Здесь возникает сразу несколько вопросов. Прежде всего, мы помним, что до сих пор Немо не удавалось найти в квартире водопровод, и живительные капли он собирал буквально с листков растений. А тут вдруг вода потекла десятками литров. Второй вопрос – соседи снизу. Затопление – мой самый страшный кошмар с детства, поэтому могу себе только представить, каким количеством проблем отразится на этаже ниже и здании в общем подобный обильный полив. Наконец, льющаяся с потолка вода напрочь уничтожает все те ценности, что находились в апартаментах, в том числе и картины, за которыми пришел Немо. Что же это за защита такая, если она не укрывает произведения искусства от агрессивных сред, а наоборот приводит в негодность. Может, потому что единственное ценное произведение искусства внутри помещения – это Немо?
Что, если никакого пентхауса не существует, а Немо находится на выставочной площадке, где за ним наблюдают поклонники акционизма? Что, если ограбление было мистификацией, способом заманить злоумышленника в своеобразный аквариум? Что, если ведущий персонаж – жертва чудовищного арт-эксперимента, направленного на то, чтобы показать, насколько важной составляющей искусства является страдание, отчаяние, отрешенность? Помните, что Немо нашел вожделенный "Автопортрет", лишь поблуждав несколько дней по всем закоулкам помещения – так и смысл фильма открывается не сразу, но через преодоления и осмысления.
Редкое кино оставляет столь богатое послевкусие, по воздействию на сознание и какие-то культурообразующие рецепторы мне хочется сравнить "Внутри" с "Бархатной бензопилой", лентой, с которой, фактически, начался этот канал. Сложно? Да. Витиевато? Конечно. Изощренно артхаусно? Безусловно. Но искусство и не должно быть простым, к нему нужно возвращаться, переживать заново, впитывать мелким дозами. И открывать по чуть-чуть. Если вы, выходя за пределы Русского музея, Эрмитажа или Третьяковки моментально забываете об увиденном, это, может, и современно, но вряд ли полезно. Так недолго и правда в рыбку превратиться...
Заканчиваю свои культурологические потуги, а то более сведущие искусствоведы засмеют, и переключусь на темы массовые и более зрелищные. Впереди много новых материалов о самых интересных фильмах и сериалах. Заглядывайте регулярно на канал Киноведа в штатском – здесь и в телеграм – у нас бывает занятно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, пейте больше воды, и...
Увидимся в кино!