После возвращения к власти талибов в Афганистане расчет для России стал непростым: как расширить свое влияние в стране после ухода американских войск, дистанционируясь при этом от внутриафганской борьбы. Можно сказать, Россия хочет использовать Афганистан, не вмешиваясь в Афганистан.
Сегодня наш гамбит подвергнется испытанию, Москва принимает послов талибов на международных переговорах по безопасности и политической ситуации в Афганистане (так называемый «московский формат»). Перед этой встречей Путин предупредил, что «не следует спешить» с официальным признанием правления талибов в Афганистане. И эта встреча призвана попытаться изменить мнение о талибах, а также является ещё одним этапом для открытия международных каналов.
Руководство «Талибана» (запрещённое в России движение) посетит встречу, чтобы представить свою «точку зрения», - заявил во вторник официальный представитель Талибана Забихулла Муджахид . Спустя два месяца после прихода к власти в Афганистане лидеры «Талибана» посетили несколько стран, пытаясь добиться международного признания, отчасти чтобы предотвратить экономическую катастрофу. Ранее в этом месяце официальные лица США провели переговоры с делегацией «Талибана» в катарской Дохе, где обсуждали вопросы безопасности и безопасного выезда для тех, кто хочет покинуть страну.
«Московский формат» намного шире. В него войдут представители Китая, Пакистана, Индии, Ирана и других стран. Представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил в понедельник, что Соединенные Штаты, хотя и приглашены, не приедут.
На повестке дня нет потенциальных прорывов. Об этом заявил в пятницу представитель президента России в Афганистане Замир Кабулов, хотя добавил, что будет «откровенный разговор за закрытыми дверями». Любой разговор за закрытыми дверями – откровенный и полезный, куда лучше натянутых официальных улыбок.
Согласно заявлению МИД России, на переговорах с участием представителей России, Китая и Пакистана во вторник страны «выразили совместную заинтересованность в предоставлении срочной гуманитарной и экономической помощи» Афганистану. Своеобразный бонус перед переговорами, чтобы были сговорчивее.
Аналитики считают, что для России важнее, даже не сама суть встречи, а то, что она проводится по инициативе России. Москва хочет выступить в качестве ключевого посредника в вопросах, касающихся Афганистана. Мы стремимся продвинуть свой имидж - проводника стабильности и безопасности (эдакого третейского судьи). Более того, тем самым мы стараемся «навязать наше видение» тройке других переговорщиков - Пакистану, Ирану и Индии. Это тем паче важно, что мы стремимся всеми силами не допустить дестабилизации ситуации в соседних с Афганистаном бывших советских республиках. Также для нас важно и то, чтобы там не было американских баз. В этом месяце министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что «среднеазиатские друзья» России заверили Москву, что не хотят, чтобы на их территории размещались военные подразделения США .
Москва изначально тепло настроена к «Талибану» после того, как тот вернул себе власть. Россия была одной из четырех стран, которые не стали эвакуировали сотрудников посольства из Кабула. Наш посол в Афганистане Дмитрий Жирнов тогда сказал, что «нынешняя ситуация в Кабуле лучше, чем при Ашрафе Гани».
Путин призвал другие страны установить добрососедские отношения с новыми лидерами Афганистана в дни после захвата власти талибами. Но на прошлой неделе он выразил скептицизм по поводу того, что «Талибан» остановит производство наркотиков, и сказал, что угроза терроризма в регионе возросла. Недавние взрывы в Афганистане вызвали обеспокоенность по поводу того, что «Талибан» не может обуздать другие боевые и террористические группы, в основном Исламское государство (запрещенное в России движение).
По мнению «Клуба Двинского» сегодняшние переговоры должны будут стать важным шагом на пути признания талибов, что в перспективе должно принести долгосрочные дивиденды, поставив Россию в выгодное положение в будущих энергетических, транспортных, финансовых, ресурсодобывающих и некоторых других проектах. В дальнейшем дипломатические и экономические связи наработанные сейчас, позволят ещё больше укрепить наше положение в регионе, после вакуума оставленного США.