Сегодня существо с милым именем (или названием?) Барабашка является неотъемлемой частью современного фольклора. Им то пугают непослушных детей, то объясняют все непонятные шумы в квартире и пропажу разных мелких, но таких нужных «вот прямо сейчас» вещиц. Многочисленные эзотерические и духовно-славянские сайты готовы увлекательно и обстоятельно рассказать нам о том, как этот «мелкий домашний дух» сопровождал наших предков на протяжении многих веков, хоть упоминания о нём и редко встречаются в славянских преданиях. Однако в биографии этого «древнего славянского духа» есть много неожиданных поворотов, ведь родом это существо из… эпохи перестройки.
Как гласит легенда
Барабашка – это, как уже упоминалось выше, мелкий дух, обитающий в домах. Многие путают его с домовым, но это не совсем верно: если домовой обитает в доме постоянно и является своеобразным его защитником, то барабашка появляется там, где царит разлад и беспорядок, и уходит из тех мест, где всё наладилось. Считается, что это дух-«шалун», создающий беспорядок и шум в доме.
Кто-то считает, что барабашка – дух определённо злой, и именно из-за его присутствия ломается бытовая техника, вянут комнатные растения и даже болеют дети. Другие же уверены, что настоящее призвание барабашки – очищать дом от негативной энергии, а его шалости – это лишь проявление дискомфорта в тех домах, где зашкаливает количество разной потусторонней гадости. Есть ещё версии, что барабашка – это наш аналог полтергейста или же дух покойного родственника, при жизни не уделявшего достаточного внимания семье, и в наказание за своё равнодушие обязанный теперь оберегать родню.
Интересно, что на Руси существовала также традиция вызывания барабашки: подобно пиковой даме и прочим «матюкливым гномикам», нашего сегодняшнего героя могли призвать просто из озорства или чтобы поиграть с ним. Есть сведения о том, что многие барабашки относятся к такому панибратству спокойно, но могли и нашалить из мести.
Существует и подробное описание барабашки: чаще всего это небольшой, от 5 до 25 сантиметров, серый комочек шерсти, который периодически может принимать облик домашней кошки. Обитает то ли под потолком, то ли в самых тёплых местах дома – на кухне или за батареями. А ещё известно, что день рождения этого духа – 1 апреля, а именины – 7 февраля.
В общем, на первый взгляд наш барабашка – очередное существо из славянской мифологии подобно домовым и лешим, то есть имеющее формировавшееся века описание внешности, характера и способов взаимодействия с ним. Но именно здесь нас и ждёт удивительный поворот, ведь на самом деле легенде о барабашке всего… 33 года!
Советские корни древнерусского духа. Правдивая история барабашки (но это не точно)
Первые упоминания о барабашке относятся к осени 1988 года и связаны с одной историей, начавшейся в начале сентября этого года в Москве. Заметки и очерки об этом случае появились почти одновременно в «Строительной газете» (очерк «Кто ты, Барабашка?», 30 сентября 1988 г.) и газете «Труд» (статья «Разговор с „невидимкой“», 5 октября того же года), а позже – в «Комсомольской правде», «Социалистической индустрии», «Журналисте» и даже на телевидении, в передаче «Добрый вечер, Москва».
Итак, в одном из столичных общежитий для строителей, расположенном на Лихоборской улице, жили три подруги, в разное время безуспешно пытавшиеся поступить в московские университеты, но в итоге оставшиеся в городе работать малярами. Звали их Фируза, Флюза и Таня. Однажды, а именно вечером 10 сентября 1988 года, они по обыкновению сидели вместе в одной из комнат и пили чай, когда внезапно раздался стук в дверь комнаты. Вся остальная квартира была пуста, входная дверь закрыта, однако первой мыслью девушек всё равно было то, что это кто-то из соседей. Вышли, посмотрели – в коридоре никого. В подъезде, за входной дверью тоже пусто.
Девушки немного удивились, но решили не брать это недоразумение в голову и продолжить чаепитие. Только вернулись в комнату – опять стук, а после дверь распахивается, демонстрирует девушкам пустой коридор и с треском закрывается. В итоге ситуация такова: на кухне свистит давно выключенный чайник, дверь комнаты колотится о дверной косяк, непонятные стуки продолжаются – и всё это до самого утра.
На следующий вечер опять – стук и хлопающая дверь. Девушки не выдерживают и зовут на помощь соседа. Тот, осмотрев происходящее, заявил, что это обычные сквозняки, и начал поплотнее закрывать дверь при помощи полотенца. Вот только не успел он закончить, как в дверь что-то начало биться с такой силищей, что казалось, будто её сейчас сорвёт с петель. Но стоило полотенце убрать – и грохот прекратился.
И в этот момент участники истории понимают, что к ним домой пришло нечто. И раз уж непонятно, как от него избавиться – нужно попытаться с ним подружиться. А для начала – хотя бы наладить контакт. Поэтому Фируза, давно увлекавшаяся спиритизмом и всякими вызовами духов, предложила договориться с существом следующим образом: девушки задают ему вопросы, а он отвечает стуком – один удар будет значить «да», а два, соответственно, «нет».
В ответ раздался один утвердительный стук. Так началась дружба девушек с паранормальной сущностью. Больше всех тот, кого позже назовут барабашкой, привязался к Фирузе: по разным версиям, это было связано либо с её любовью к спиритическим сеансам, либо с тем, что у именно неё в этой квартире был на тот момент самый сложный период в жизни.
После установления контакта жизнь в квартире стала спокойнее. Барабашка просто стал будто четвёртым соседом – временами шумным проказником, который мог включить и выключить по просьбе Фирузы свет или утюг из розетки, напоминал о забытом на плите чайнике и пр.
О себе барабашка тоже «рассказал»: оказывается, он родом из того места, где много таких, как он, но в какой-то момент он потерялся и оказался здесь. Ему полтора года, и он уже подросток. А жить он решил именно здесь, потому что девушки показались ему добрыми.
Спустя некоторое время о новом соседе девушки сообщили своему начальнику, прорабу Николаю Буканову. Тот, разумеется, их рассказу не поверил, однако решил всё же сходить и проверить, что происходит в злополучной квартире. Каково же было его удивление, когда он действительно сначала услышал непонятные стуки, а после и начал получать через этот стук ответы на самые разнообразные вопросы! Барабашка успешно отвечал на каверзные вопросы, ответы на которые мог знать только спрашивающий: так, прораб спросил, сколько лет он работает в РСУ, и получил в ответ пять стуков, то есть правильный ответ. «Сколько лет моей дочери?» – Девять ударов, и снова верно! А потом барабашка ответил и на вопрос о результатах грядущего футбольного матча, и последующие события подтвердили правильность его предсказания.
В итоге Буканов сообщил о происходящем сотрудникам передачи «Очевидное – невероятное», и последующие два месяца съёмочная группа активно вела и снимала диалоги с барабашкой для выпуска, вышедшего в итоге в декабре 1988 года.
К тому моменту уже вся страна знала о барабашке, а редакции газет и телепередач тонули под потоком писем об аналогичных случаях в самых разных городах и сёлах.
Кстати, считается, что название барабашке придумал режиссёр «Очевидное – невероятное» Алексей Горовацкий – от слова «барабанить», ведь именно этим и занималось это существо.
Параллельно съёмкам начались и научные исследования барабашки, в которых приняли участие многие учёные и даже сотрудники Академии наук СССР. По словам участников съёмок и исследований, им удавалось записывать некоторые диалоги с барабашкой на диктофон, и даже получилось заснять самого барабашку на камеру, вот только большинство плёнок и прочих материалов оказались либо испорчены, либо утеряны.
Утеряно в итоге и большинство сведений о дальнейшей судьбы девушек и барабашки, а имеющиеся данные очень противоречивы. Один из участников исследований писал о том, что «серьёзные люди из министерства обороны» в итоге предложили девушкам вместе с барабашкой переехать в «специально оборудованное помещение», и они согласились. Некоторые источники говорят, что девушки (опять же вместе с барабашкой) переехали в посёлок в Казахстане, откуда им впоследствии пришлось уехать, так как соседи начали считать их ведьмами.
Как было на самом деле
Упомянутые ранее многочисленные публикации и передачи действительно существовали. Иронично (и точно ли это просто совпадение?), что выход первых статей о барабашке совпал с вековым юбилеем одной из первых заметок о полтергейстах, опубликованной в американской газете «New York World» 21 октября 1888 года. Упомянутые в этой заметке сёстры Лия, Кейт и Маргарет Фокс, подобно Фирузе из нашей истории, были постоянными собеседниками полтергейста. Сёстры точно так же, как Фируза, общались с невидимыми существами, задавая им вопросы и получая в ответ стук, и объездили с такими выступлениями-сеансами чуть ли не всю Европу и США.
Именно эти выступления, кстати, спровоцировали впоследствии волну повального увлечения спиритическими сеансами во многих европейских странах, включая и Россию.
Все остальные сведения о том самом барабашке, как и о духах-барабашках в принципе, сложно назвать фактами, ведь большинство доказательств либо было утрачено при загадочных обстоятельствах, либо могло быть легко сфальсифицировано. Поэтому, цитируя одного популярного блогера, «хотелось бы верить, но верится с трудом».
#история #городская легенда #история на ночь #легенды #интересные истории #история и тайны ссср #мистика #мистические истории #сверхъестественное #интересный факт