Михаил Жуков
Проверка летной и боевой выучки летного состава, готовности авиаполка выполнить поставленную боевую задачу проверяются ежегодно по плану Командования Воздушной Армии в любое время года, дня и ночи. Проверки проводят командование ВА, Военно-Воздушных Сил и Министерства Обороны СССР.
Задачи по проверке бывают разные. Например, когда я служил в разведполку в ПрибВО, мы редко выполняли практические задачи при приведении полка в боевую готовность, т.е. летчики занимали готовность по тревоге в кабинах самолета имея при себе секретный пакет на реальную разведку наземной или морской цели. В таком пакете обычно была карта с маршрутом полета на цель, которая была у вероятного противника. Наш сектор разведки находился в Швеции - это были военные и гражданские аэродромы, морские порты и базы и т.п. Это было достаточно далеко, полет должен был выполняться с полной заправкой с подвесными топливными баками. Полет выполнялся одиночно, сначала на большой высоте, затем на малой. На самолете Миг-21р устанавливалась различная развед аппаратура, которая находилась во внешнем контейнере разведки ККР (контейнер комплексной разведки). Но, в основном, и главным было это фотоаппаратура большого разрешения т.е необходимо было привезти фото объекта разведки которое потом на земле подвергалось дешифровке специальной службой и следовал доклад в развед отдел ВА.
За весь период моей службы в ПрибВО практических полетов на выполнение боевой задачи ни разу не было, обстановка в мире была спокойная и таких развед полетов не требовалось. Как я писал выше, все сводилось в занятии готовности в кабине самолета, приходил проверяющий задавал вопросы по цели и на этом заканчивалась проверка боеготовности полка.
Один раз в 4-5 лет полк проверялся комиссией Министерства Обороны, там было все гораздо серьезнее. По тревоге нас подняли в воздух, и мы полетели в ГСВГ (ГДР) на аэродром Лерц, через Польшу с посадкой на аэродроме Ключево. В Германии мы выполняли визуальную разведку и воздушное фотографирование ракетных полигонов, но не реальных, а их макеты, которые устанавливались наземной полигонной службой. Мы выполняли такие же полеты как на своем аэродроме, так что, если хорошо изучить районы полигонов, где надо вести разведку, проблем с поиском ракетных установок не было. Летчики грамотно выполнили поставленную задачу, полк получил положительную оценку за учения и перебазировался на родной аэродром.
Но вот после моей замены в ГСВГ на аэродром Альштедт, где также базировался развед полк, мне пришлось здорово попотеть на одной из таких проверок боевой выучки полка. Нас проверяла комиссия Министерства Обороны СССР, в состав комиссии входили не только авиационные начальники, но и пехотные, морские представители, ракетчики и у каждого была своя задача по проверке. Нас летчиков проверяли " шерстили" сначала на земле по очень многим и разным вопросам и достаточно профессионально и основательно, а потом реальная проверка и в воздухе. Нам не хотелось подводить своих командиров, и все старались как могли. Командир полка зачитал приказ по перебазированию на базу Лунинец,в Белоруссию, по тревоге мы поднялись в воздух и выполнили беспосадочный перелет через Польшу на базу Лунинец. Летели парами, у меня ведомым был лейтенант Каменский, молодой летчик 3 кл., но летал достаточно профессионально и уверенно. Перелет на Лунинец прошел без проблем, сбоев не было погода способствовала, замечаний не было. На базе Лунинец нам раскачиваться не дали и сразу поставили задачу на выполнение ведения воздушной разведки днем и ночью.
Задачи были сложные и такие что мы раньше и не выполняли, так что это была настоящая проверка боевой выучки летного состава. Да, я не отметил, что в полку 1аэ летала на самолетах Су-17м3р,а 2 аэ ,где летал и я, на самолетах МиГ-21р.На постановке задачи командир полка довел, что летать будем на тактические полигоны днем и ночью , полигонов будет четыре, но только на двух будут руководители полетов, а на еще двух будет только тактическая обстановка из ракет типа "Першинг", Найк-Геркулес, Хок и т.п., сбивать будут условно ЗРК типа Стрела или Стингер. Надо отметить, что местность в Белоруссии, где предстояло искать полигоны, была равнинная, не лесистая, много озер, т.е. если мишенную обстановку разместить реально, как ракеты стоят, то разведку можно вести с ходу, без дополнительных маневров, интервал между парами был пятиминутный, погода была ПМУ и опять же способствовала выполнению задания. Мы, летчики были спокойны и уверены, что задание выполним без проблем, летали в местах и похуже. Да, но наши проверяющие были далеко не профанами, в разведке понимали и задачу усложнили достаточно грамотно в их понимании.
Я немного остановлюсь и опишу, что из себя представляет ракетная установка, которая подготовлена к запуску. Это несколько пусковых установок (ПУ), радиолокационные станции (РЛС)управления и слежения, много заправочных и специальных автомобилей, палатки и все это маскируется маскировочными сетями. С воздуха это просматривается сначала как темное пятно на местности и поэтому разведка таких объектов ведется с ходу, тем более мы изучаем район разведки на земле досконально. Мы были так научены, понимали и надеялись, что разведку проведем с ходу, тем более время на один объект на полигоне давалось всего пять минут.
Но как я сказал выше проверяющие подготовились своеобразно и подложили нам подлянку. И вот в чем это выразилось. Мы взлетели парой с лейтенантом Каменским. Вторыми, впереди меня шла пара и сзади на пятиминутном интервале шла третья пара, высота полета по маршруту предельно малая 300м, в районе разведки и при преодолении ПВО 50-100 м. Метеоусловия ПМУ, видимость "миллион на миллион". Вышли в район разведки, никаких темных пятен, местность чистая, ничего не наблюдаю, думаю проверка на "вшивость, ищите, а мы ничего не поставили, такое тоже было. Но у летчиков развито "шестое "чувство, думаю что-то здесь не так, где-то подвох. Даю команду ведомому занять превышение, увеличить дистанцию, снижаюсь до высоты телеграфных столбов, обращаю внимание, что со столбами что-то не то, потом высмотрел. Эти "умники" из комиссии сделали из досок контур ракет и представили их как опору к телеграфным столбам, ищите летчики. Заходим с ведомым вдоль линии столбов, выполняем фотосъемку и уходим с максимально возможной скорость, так как у нас на хвосте висела третья пара. В эфир передаю смотрите у телеграфных столбов, это для следующих пар. Уходим на второй полигон, там мишенная обстановка была как надо, зашли с ходу, выполнили фотосъемку и на третий полигон, где есть РП. Идём на высоте 100 м, скорость 900 км.в час. Маршрут шел вдоль ж.д.на н.п.Пинск, здесь был поворотный пункт и далее на полигон. Я визуально искал поворотный, за временем не следили в итоге "промухал" ППМ (поворотный пункт маршрута., когда глянул на часы оказалось, прошли уже три минуты после ППМ. Разворачиваемся и идем на тактический полигон, пытаюсь связаться по радиосвязи с РП полигона, не получилось. И вот мы над полигоном, выполняем фото с ходу. В это время РП кричит ...кто надо мной, вас две пары. И в это время нам навстречу, но выше, проносится пара разведчиков. У меня мысль работает как там ведомый, не сбили .., смотрю в перископ -стоит на месте. Уходим молча с полигона на максимальной скорости. Да, думаю, а как все хорошо начиналось, а могло закончится печально. На следующий полигон попали без приключений, задание выполнили. Пришли на точку, распустились, сели. Разбираем полет с ведомым, спрашиваю, ну как страшно было, а он мне, я только ваш самолет видел и старался удержаться в строю. Вот так, на войне как на войне, хорошо, что не стреляли по нас. Это были полеты днем.
Теперь предстояла ночная фоторазведка полигонов, здесь уже были только стационарные цели, надо выполнить их фото, для чего, в условиях ночи, необходимо точно выйти на цель. Для летчиков 1аэ на самолетах Су-17м3р проблемы не было, там маршрут программируется и самолет сам выводит на поворотный или на цель, но вот в чем дело на самолете Су-17м3р не было ночного фотооборудования, поэтому ком.ап и решил соединить пару самолетов. Для летчиков 2 аэ, на самолетах МиГ-21р, это было проблематично, особенно, если цель не подсвечивалась. Так вот наш командир полка решил эту задачу следующим образом. Никогда не летая парами, даже днем, запустить ночью, впереди самолет Су-17м3р ведет по маршруту МиГ-21р, выводит на цель, дает команду на съемку объекта, летчик на МиГ-21 фотографирует, и идут на следующую цель. Да, это была такая авантюра я только после полета осознал, а сейчас надо было выполнять поставленную задачу. Ведущим на самолете Су-17 м3р, мне определили зам.ком.аэ, очень опытного летчика. Мы с ним отработали порядок взаимодействия на взлете, сборе, в полете при выполнении фотосъемки объекта. На земле вроде все было ясно, казалось в воздухе проблем не должно быть. Взлетели по одному, задача у меня была для начала собраться, найти самолет ведущего, я выпустил фару, а ведущий корректировал сближение. Я шел с принижением и на фоне неба наблюдал ведущего по огням АНО, дистанция была порядка 100-150м. Пошли по маршруту парами на пятиминутном интервале. Подходим к первой цели, ведущий дает команду "приготовиться", я включил оборудование ККР, докладываю "готов". Ведущий увеличил скорость и отошел от меня — это чтобы я его не ослепил, когда выполнял фотографирование. По команде ведущего включил съемку, пошло фотографирование. Чтобы понять, что это такое объясню популярно. Ночная съемка — это как съемка обычным любительским фотоаппаратом со вспышкой, только на самолете, вместо одноразовой электрической вспышки, применялись фото патроны с импульсом один миллион свечей, вспышки очень яркие, потом долго привыкаешь к темноте. Так вот я отстрелял ФП-100, доложил ведущему "закончил", теперь опять сбор пары, да выпустил еще посадочную фару, чтобы ведущий мог подсказать мне, где я нахожусь от него. Ну первая попытка закончилась успехом, нашли друг друга и пошли к следующему объекту. Таким образом выполнили фото всех четырех целей и пришли на аэродром посадки Лунинец. Задачу в целом выполнили успешно, но приятного было мало. Да эту проверку полка я запомнил надолго, да вероятно не один я, больше такого в моей летной работе не было.
Перелет обратно в ГСВГ тоже не обошелся без проблем. Я возвращался в паре с лейтенантом Каменским. Взлетели парой, ведомый стоит справа, погода стоит сложная, облачность 10 баллов, нижний край 600м, пробиваем, для этого ведомый должен, перед набором высоты, отвернуть вправо на 30 градусов, набрать высоту 3000 м, встать на параллельный курс, выйти за облака и снова пристроиться к ведущему. Хорошо в теории, а на практике иногда получается не совсем так. Я вышел за облака и на высоте 5000м смотрю вправо, ищу ведомого, -не вижу-перевел взгляд влево, а мой ведомый стоит слева и очень близко, он вероятно искал меня слева, т.к. летел в правом пеленге. Я ему так спокойно говорю"425 -посмотри вправо". Для ведомого увидеть мой самолет было неожиданностью, он метнулся от меня, а я дал команду пристроиться справа. Что и было сделано, так и пошли на свой аэродром на высоте 6000 м.
Но на этом наши приключения не закончились. Километров за 100 до аэродрома Альштедт Руководитель полетов передал погоду десятибалльная облачность, нижний край 300 м , роспуск пар на отставание, заход на посадку по одному. Затем новая информация-аэродром обесточен, перехожу на автономное питание., т.е. приводные радиостанции не работают, связи с КП, РСП нет, на связи один РП. А мы снижаемся, по расчету до аэродрома 20-25 км, принимаем решение пробиваем облачность и выходим под облака визуально, местность в основном равнинная. Ведущий первой пары доложил вышел под облака, нижний край 250-300м, видимость 10км, заход на посадку с малого круга на высоте 200м., такого мы в плановых полетах не делали, но опыт полетов на ведение воздушной разведки на малых и предельно малых высотах пригодился. Выполнили заход и произвели посадку.
Когда собрались в высотном домике у летчиков светились глаза и только и было разговоров, что так надо летать в повседневных полетах как в боевых. Это, кстати, потом внесли в программу подготовки летчиков в Афганистане, там это применялось системно. Вот так закончилась проверка полка комиссией М.О., полк получил оценку "отлично". Прошло много лет с тех пор, а вот такие полеты врезаются в память навсегда.