Михаил Жуков
Самолет Ан-14 легкий многоцелевой транспортный самолет.
Выпускался с 1965г. Экипаж два человека, пассажирская кабина на 9–11 чел. Два двигателя АИ-14РФ, мощностью по 300 л.с., трехлопастной винт с изменяемым шагом винта. Размах крыла -22м. Имел короткую длину взлета и посадки, взлетал и садился с неподготовленных грунтовых площадок размером до 60 м .
В любом авиационном полку была должность начальника ПДС (парашютно-десантной службы) полка. И у нас в разведполку, что базировался в Прибалтике, тоже был нач. ПДС ап, который, помимо того, что занимался парашютной подготовкой личного состава полка, еще и летал на "Пчелке" на самолете АН-14 с которого выполняли парашютные прыжки летный состав ап и желающие из личного состава ап.
Нач. ПДС ап был в предпенсионном возрасте и пришло время ему уйти на заслуженный отдых, на пенсию. Назначили нового нач. ПДС из числа штурманов с Ил-28, он естественно на "Пчелке "не летал. Командир полка решил эту задачу просто, спросил у летчиков кто желает летать на самолете Ан-14. В нашем полку было две аэ.-одна на Ил-28р и одна на Миг-21р.
Набралось четверо летчиков кто изъявил желание летать еще и на "Пчелке" трое с Ил-28 и один я с Миг21. Я к этому времени был ст.л-т и имел 2 класс военного летчика.
Мне командир аэ говорит, вот сломаешь самолет, снимут 2 кл. и не получишь за класс, да и на основном самолете будешь меньше летать, куда ты лезешь, оно тебе надо? Но, мне истребителю, очень хотелось попробовать полетать на необычном для меня самолете, как говориться охота пуще неволи, хочу и все. Переучивание на легкомоторный самолет не составило большого труда, тем более что я в начале своей курсантской службы летал на винтовом самолете Як-18 .
Мне после истребителя Миг-21 р, было непривычно, что в кабине летчика помимо меня, в составе экипажа был штурман на правом сиденье, а между нами сидел борттехник. Каждый занимался своим делом, я пилотировал, рулил, штурман контролировал местоположение самолета докладывал мне "командир идем правее ЛЗП 3 км", а борттехник работал с РУД (рычаг управления двигателем) убавляя или добавляя обороты до необходимой скорости. Вообще мне было все в самолете очень интересно. Взлет и посадку я освоил достаточно уверенно, этому способствовало наличие носового колеса у самолета, т.е. как на боевом самолете, взлет и посадка с поднятым носовым колесом. Самолет уверенно набирал высоту, тяги хватало на все. В полете я даже пробовал выполнять виражи с максимальной перегрузкой, вокруг хвоста. А вот посадку я выполнял по глиссаде как на боевом самолете, дальний привод на 200м, ближний на 50 м, подход к полосе и посадка в пределах опять же, как и на боевом. Меня, конечно, учили посадке с крутой глиссады планирования, но это было очень непривычно, но это мне однажды очень пригодилось при посадке в гражданском аэропорту.
Как я уже писал, нас было четверо летчиков, летавших на «пчелке», и командир ап сам выбирал кому и куда лететь, он ставил задачу: ст. лейтенант Жуков завтра летишь на выброску парашютистов или летишь в г. Каунас или в г. Ригу везешь тех состав для выполнения каких-то работ. Эти полеты не отражались на выполнении заданий на основном типе самолета, потому что полеты на "Пчелке "были редкие и нас "пчеловодов" было четверо, так что полеты на Ан-14 были праздником и удовольствием.
Я не особенно любил прыгать с парашютом, а и все летчики не горели энтузиазмом, прыгали только по необходимости, два прыжка в год — это обязаловка. А вот летать на выброску парашютистов мне понравилось. Сам процесс был интересен, особенно подача сигналов-приготовиться, пошел. Я открывал дверь кабины и смотрел на парашютистов, на их сосредоточенные, отрешенные лица, особенно у летного состава (а на Ил-28 прыгали летчики, штурманы, стрелки-радисты), в общем веселых и радостных лиц не было, но никто не отказывался от прыжков с парашютом. Проблем с выбросом парашютистов не было, все происходило благополучно, а я пока летал на "Пчелке " от прыжков был освобожден, мелочь, а приятно.
К полетам на Ан-14 я готовился, как и к полетам на основном типе, особенно когда надо было лететь на незнакомый аэродром или гражданский, как например, аэродром Румбула, г. Рига. Там на одной полосе (ВПП) базировались и военные самолеты-истребители, и гражданские борты.
К нам в полк часто приезжали летчики-инспекторы с ВА - полетать, проверить и т.д. И хотя до г. Рига было 110км, они просили ком. ап подбросить на "Пчелке». И вот однажды ком. ап ставит мне задачу -завтра везешь полковника С. в Ригу, подготовься. Я до этого там не был, не летал, поэтому тщательно проработал маршрут, кроки аэродрома, подходы, радиосвязь, спланировал как буду садиться с одними и с другим стартом, общем добросовестно подготовился и назавтра полетели в г. Ригу. Но, как говорится мы планируем, а бог располагает.
После взлета полковник С. попросил разрешения поуправлять самому, я спросил, а вы летали на таком аппарате, на что мне было сказано я летчик-снайпер, летаю на всем что летает. Не будет же ст. лейтенант спорить с полковником.
Я сел на место борттехника, а он за штурвал. Правда у него получалось совсем не плохо, он освоился, я успокоился.
Полковник выполнил виражи, снижение до малой высоты, а это было в районе р. Даугава и говорит, а давай как Чкалов пролетим под мостом над рекой. Мост был достаточно высокий и вероятно такой трюк можно было сделать, но я честно сказать испугался таких задач и говорю, может в следующий раз т. полковник, у нас топлива маловато, не хватит до Риги. В общем он отказался от этой нелепой мысли, я взял управление, и мы полетели в Ригу. Мне полковник говорит какой классный самолет, лучше, чем моя "Волга" больше удовольствия. При подлете к Риге я связался по радиосвязи с аэропортом и получил все необходимые данные. А связь ведешь сначала с "подходом», а потом с "посадкой" на другой частоте. Когда я связался с посадкой, то РП спросил какой борт и узнав, что это АН-14 сказал, ты не мешайся у меня на заходе много бортов на посадочный не выходи, снижайся до минимума и найди себе площадку на грунте, там и садись.
Этим он меня поставил в ступор, думаю приехали, куда же садиться, спросил полковника, где приземлиться, тот говорит сейчас будем смотреть, я уже мокрый от волнения, глаза растопырил, в зоне аэродрома увидал зеленую площадку и направил туда самолет. Хорошо, что самолет классный многое прощает и помогает, сели благополучно, всё выдохнули. Я доложил РП посадки, он сказал работай с рулежкой, перешел на связь с РП рулежки, спрашиваю куда зарулить, а он мне, а ты где? А я знаю...Ну рулю потихоньку, вероятно меня все-таки увидали и завели на стоянку. Назад, домой мы добрались без приключений. Но больше я в Ригу не летал.
В полку я на "Пчелке "летал около 3-х лет, потом по замене убыл в ГСВГ, а там в полку был АН-2, но на нем летал штатный нач. ПДС ап. Мои полеты на транспортном самолете на этом закончились.