Найти тему

Как человек принимает решения. Можно ли доверить это детям?

Даниель Канеман, лауреат нобелевской премии по экономике, описал две модели принятия решений. Система 1 и Система 2.

Система 1 быстрая, эмоциональная, автоматическая, параллельная. Большую часть времени человек используют именно ее. Большинство решений принимается без сознательного вмешательства. Исследования мозга показывают, что эта система связана с активностью прилежащего ядра мозга. В нем происходит формирование поведенческого ответа на внешние раздражители.

Система 2 медленная, контролируемая, обрабатывает информацию последовательно. Она энерго затратная и включается в работу только, если система 1 не справляется. Что случается нечасто.

Система 2 способна к долгосрочному планированию, так как связана с лобными долями мозга. Она отвечает за предвидение последствий своих действий.

Предвидение происходит на основе прошлого опыта. Этот механизм описал физиолог Петр Кузьмич Анохин и назвал его акцептор результата действия. Этот механизм включается после принятия решения. Он содержит в себе образ цели и способы её достижения.

Когда он активен, реализуется программа действий. На каждом шаге текущие результаты сравниваются с потребными. Если они не соответствуют, то с помощью механизма обратной связи, программа действий корректируется. Происходит обращение к памяти, чтобы выяснить, как еще можно достигнуть цели.

Я регулярно наблюдаю, как родители отдают право принять решение ребенку. Не учитывая того, что у детей другие цели. Родители хотят, чтобы ребенок получил достойное образование. Такое, которое поможет ему в будущем. Их опыт говорит, что людям с образованием легче найти работу. Хорошо оплачиваемую работу.

У детей нет такого опыта. Их цель — избежать трудностей. Они принимают решения исходя из этого желания. Дополнительные занятия для них это способ сделать жизнь проще.