#вторая мировая #британский флот #эскадренные миноносцы
До сентября 2021 года, точное место гибели эсминца "Матабеле" было неизвестно, его обнаружило гидрографическое судно "Ромуальд Муклевич", на завершающем этапе совместной акции Северного флота и Русского географического общества "Помни войну". Правда изображения найденного корабля в свободном доступе еще не появились.
В британском флоте частенько встречались корабли с диковинными именами, это дань памяти колониальным временам, герой повествования был назван в честь африканского племени проживающего на юго-западе Зимбабве. Он относился к типу "Трайбл" с весьма нетипичными для большинства британских эсминцев тех времен очертаниями носовой оконечности, еще конкретнее форштевня. Этот клиперский нос делал новые "Трайблы" весьма похожими на французские лидеры типа "Ля Фантаск".
В британском флоте имя "Трайбл" носили два типа эскадренных миноносцев, первые были построены в самом начале двадцатого века, а наш герой и его собратья появились в конце 30-х. Именно к концу 30-х годов двадцатого века Британское Адмиралтейство, оценивая строящиеся эскадренные миноносцы своих более чем вероятных противников, пришло к выводу, что их собственные эсминцы банально не дотягивают до конкурентов практически по всем статьям, особенно беспокоили японцы с их "Фубуками".
Заказывая новую серию эсминцев, Адмиралтейство желало, чтобы они несли десяток 120 миллиметровых орудий в спаренных установках, связь по последнему слову, скорость в 36 узлов и дальность на 15 узлах в 5500 миль. По водоизмещению они должны были вписаться в 1850 тонн, Британия все еще придерживалась ограничений, которые ее более чем вероятные противники, уже откровенно нарушали. Также в обязательном порядке было наличие активного гидролокатора "Асдик", для обнаружения подводных лодок противника, прискорбно, но его наличие "Матабеле" не спасло, он стал жертвой атаки именно подводной лодки.
Но одно дело желание, а другое реальность, ограничение по тоннажу привело к тому, что в итоговом варианте проекта осталось восемь универсальных орудий главного калибра, в четырех установках, две на носу, две на корме.
Закладка "Матабеле" состоялась на стапелях британской фирмы Scotts 1 октября 1936, вместе с ним был заложен его собрат "Панджаби". В строй "Матабеле" вошел 25 января 1939 года, за шесть месяцев до начала второй мировой. Всего в серии новых "Трайблов" было построено 27 кораблей из которых 16 достались Англии, восемь были канадскими и 3 пополнили ВМФ Австралии.
Технические характеристики всех кораблей серии были одинаковы. Длина наибольшая составляла 114,9 метров, ширина наибольшая 11,12 метра. Водоизмещение в стандарте 1854 тонны, полное 2519. Максимальная скорость 36 узлов, дальность максимальная на 15 узлах 5700 миль, на двести миль выше предъявленных требований. Вооружение состояло из четырех сдвоенных установок главного калибра по 120 миллиметров, одной счетверенной установки 40 миллиметровых автоматических орудий и двух пулеметов калибра 12,7 миллиметра. В составе противолодочного вооружения были один бомбосбрасыватель, два бомбомета и двадцать глубинных бомб. Торпедное вооружение счетверенный аппарат калибра 533 миллиметра. Зенитное вооружение оказалось слабым, что сказалось в начале войны, в ходе которой его постоянно усиливали.
С началом войны для "Матабеле" и его собратьев начались суровые будни по патрулированию вод Атлантики. Совместно с собратьями 24 октября 1940 года он участвовал в уничтожении германского метеорологического судна "Adolf Vinnen". Затем прикрывал ударное соединение в операции у побережья северной Норвегии.
Последним днем для "Матабеле" стало 17 января 1942 года, когда он шел в охранении легкого крейсера "Тринидад" прикрывавшего северный конвой PQ-8. Весь предыдущий день эсминцы конвоя пресекали попытки германских подводных лодок атаковать конвой, но 17 января германской подводной лодке U-454 удалось поразить "Матабеле" в корму, от взрыва торпеды сдетонировали изготовленные к сбросу глубинные бомбы. Получив страшные повреждения "Матабеле" быстро скрылся под водой не оставив членам экипажа почти никаких шансов на спасение, из ледяной воды удалось поднять лишь двоих уцелевших.
Как и его собратья "Матабеле" был той неизбежной жертвой, что пришлось заплатить союзникам за победу.