Сегодня поговорим про то, как нелегальный рынок алкоголя занял 64% всего рынка, а государство ежегодно теряло 290 миллиардов рублей, как поддельный алкоголь попадал в официальные сети, кому это было выгодно и как с этим связаны люди, что должны были бороться с подделками!?
Это вторая статья из серии "История алкоголя, или как спивается Россия", первую часть можно прочитать здесь или в телеграм.
В декабре 2018 года Басманный райсуд объявил в розыск и заочно арестовал бывшего главу Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна. Именно так начала раскручиваться история крупнейшей алкогольной империи России.
Но, прежде чем пройтись по заслугам опального чиновника, поговорим про конкретные схемы ухода от налогов, производство "левого" алкоголя и как это все попадало к нам на стол. Понимая конкретные схемы бутлегеров будет гораздо интереснее и удивительнее читать про заслуги и действия бывшего главы Росалкогольрегулирования.
Итак, на данный момент известно о двух основных схемах мошенничества:
- 1) Уход от налогов путем занижения данных о реальных объемах производства.
- 2) Производство откровенного фальсификата из спирта, соков и красителей, с последующей продажей под видом настоящего фруктового вина.
Давайте разберемся в этом подробнее.
Схема №1 "Укради у ближнего"
Дерзость и простота этой схемы просто поражает. Вы думаете, что нельзя взять и открыть производство "левого" алкоголя под легальными этикетками и спокойно этим торговать? Оказывается можно. И жертвой при любых проверках будут не бутлегеры, а реальные производители алкоголя.
Итак, схематично производство выглядело следующим образом:
Легальный завод производил небольшую часть продукции и продавал ее дистрибьютору "Рога и копыта". Тот, в свою очередь, продавал ее розничным продавцам. На первый взгляд абсолютно стандартная и честная схема,но, это только на первый. Если внимательно посмотреть на объемы отгрузок, то сразу становится заметен один нюанс — взрывной рост партий на этапе "дистрибьютор - продавец". К примеру, легальный завод производит тонну продукции, а розничный продавец получал десять тонн. Согласитесь, неплохая прибавка к пенсии.
И ничего удивительного в этом нет, если знать, что в южных районах страны орудует несколько точек по производству спиртных напитков из абсолютно левого сырья. Не беспокоясь о качестве продукции и ее свойствах. Интерес был только один— максимально низкая цена.
А как иначе? Спирт левый, без акцизов и налогов, упаковку и этикетки поставляет реальный производитель, а тебе, по факту, остается только разлить продукцию и отправить ее дистрибьютору.
Именно по такой схеме работали Пензенский ООО "Дал" и Кабардинский ООО "Минерал-А". Последний, не имея никакой инфраструктуры, складов или техники, прокачивал через себя огромные объемы, якобы настоящей, продукции. По предварительным оценкам ущерб от незаконных действий составляет более 2 миллиардов рублей только за 2014 год.
Как думаете, кто в итоге оказался виноват? Правильно ООО "Дал" в частности и весь холдинг "Объединенные Пензенские Водочные Заводы" в общем. Общая сумма претензий от налоговой составила около 10 миллиардов рублей на момент 2020 года.
А что стало с ООО "Минерал"? Абсолютно ничего. Компания ликвидирована вообще без последствий.
Наглость и объемы поражают, как и то, что в итоге ничего не изменилось. Поменялись только названия компаний.
Схема №2 "Портвейны"
Какая первая ассоциация у вас при слове "портвейн"? Дешевый шмурдяк "Три топора" и прочие фруктовые вина в коробках? Если да, то вы правильно поняли о чем сейчас пойдет речь.
Максимально точно данную схему описали товарищи из газеты "Наша версия"( подробно можно ознакомиться здесь). Я не буду пытаться превзойти их, а просто приведу основные тезисы, чтобы вам была максимально понятна схема работы с "Портвейнами".
Портвейны – это обиходное название. Это терминология коммерсантов. Торгпред приходит в точку и говорит - ребята, у нас есть портвейны 0,7, литр и полтора литра. А на этикетке написано либо фруктовое вино, либо винный напиток с добавлением спирта. И всем плевать, что там написано, но в обиходе называется это портвейном...
...когда ты под видом этого, льешь воду, этиловый спирт, ароматизатор, разбавляешь все это за один день, а не за 20, пишешь на этикетке, что это фруктовое вино. Это очень дешево...
...Там просто этиловый спирт, который ты произвел условно говоря за 400 рублей за дал, размешал с водой и у тебя в итоговом продукте содержание спирта 18 рублей и получилось, что твоя себестоимость уже не 90, а 50 рублей. И ты получаешь не конкурентное преимущество. Тот, кто сделал за 90 рублей, продаст хотя бы за 100. А ты произведя за 50 рублей, продашь за 70, заработаешь хорошие 20 рублей, а легальный производитель с тобой не может конкурировать, у него по такой цене минус.
Источник: Наша Версия
Как вам такое? Мне кажется, что очень увлекательно и познавательно. А если учесть, что объем продаж таких напитков составляет более 50% от продаж крепкого алкоголя и вина, то становится еще и интересно.
Говорить про огромные суммы прибыли, я думаю, смысла нет. Это и так понятно.
Непонятно другое, как получилось организовать такой огромный и максимально наглый бизнес? Для этого нужен крупный покровитель на самом верху! Такой человек, что смог бы подмять под себя все сферы рынка, от производства до продаж и проверок.
Вот теперь самое время вернуться к фигуре Игоря Чуяна, человеку, что смог!
Серый кардинал
Триумфальное шествие по алкогольному рынку Чуян начал еще в 2002 году с должности в "Росспиртпром". Уже к 2006 году он возглавил организацию и начал экспансию своих интересов.
По словам Владимира Скидана(в то время глава Ярославского ЛВЗ) Чуян, придя к власти, сразу же начинает устанавливать свои правила на производствах и жестко требует исполнения всех задач. Неисполнение или неверность грозила немедленным увольнением.
Именно тогда и закладывается фундамент будущей империи.
Дальше — больше. В 2009 году появляется РАР и главой ведомства, по случаю, становится именно Чуян. Беспрецедентная власть оказывается в руках одного человека, к тому времени, уже имеющего отношение к подпольному рынку. С этого момента начинается набор позиций в "портфель левой водки", а в 2011 году появился основной канал продаж - дистрибьютор "Золотая Мануфактура"(Далее ЗМ).
Как вы думаете, водка какого производителя составляла большую часть марок "ЗМ"? Подсказка, правильный ответ содержит слова "Спирт" и "Пром".
Едем дальше. К концу 11 года в портфеле компании уже 30 видов крепкого алкоголя, в том числе максимально популярные "Старая Марка" и "Слобода". А сама компания входит в пятерку лидирующих дистрибьюторов и получает статус самой быстрорастущей компании страны. Продажи "Старой марки" увеличились в течение 2011 года на 71%, марки "Слобода" — на 87% .
И это на фоне почти 10% снижения официального производства водки в стране. С другой стороны наличие серых схем и уход от налогов позволял держать цены ниже рынка и отбирать кусок у честных производителей.
Стоит отметить, что уже в это время начали появляться первые данные об аффилированности Чуяна к бутлегерам.
По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, ими была выявлена схема махинаций с акцизными марками. Утверждалось, что РАР продает акцизные марки через подставные фирмы-однодневки.
Естественно, конечными адресатами являлись подчиненные Чуяну компании. Общая сумма ущерба оценивалась в 80 миллиардов рублей.
Так же интересно, что во время захвата рынка "Золотой Мануфактурой" в России вовсю шла "зачистка" неугодных предприятий. Сотни производителей и дистрибьюторов закрылось, в том числе крупнейшие производители "Южная Столица" и "Исток".
Фактически, построенная в 2011 году, империя просуществует до 2018 года, когда Чуян покинет пост главы "РАР" и скроется за границей.
Да, будут меняться названия компаний и заводы производители и подставные компании, но суть останется неизменной. Как и результат — с 2008 года рынок "поддельного" алкоголя занимает более 60% от всего произведенного алкоголя в стране. И самое ужасное, что ни ЕГАИС, ни проверка акцизной марки, ни покупка в крупном магазине не дает 100% гарантий
Что поменялось после отставки?
Ничего. Совсем. Вся команда опального чиновника осталась на своих креслах, как и ближайшие "решалы-теневики", что контролируют бизнес до сегодняшних дней.
О них и о многом другом читайте в третьей части серии "История алкоголя, или как спивается Россия". Следить можно здесь или в моем телеграм канале "Пивоварим".
#водка #чуян #поддельная водка #фальсификат #спирт