Ирина обошла Михаила и пошла к своей машине. Михаил постоял секунду двинулся за ней.
- Подожди, Ира, - попросил он. – Я виноват, знаю. Сам виноват. Да еще мать подливала масла, что ты тут гуляешь вроде... Да и друзья писали...
- Не приплетай мать, пожалуйста! Я ведь тоже писала тебе. Значит, ты верил всем, кроме меня.
Она помолчала, словно вспоминая что-то, потом улыбнулась и весело сказала:
- А знаешь, хорошо, что ты так поступил! Иначе я не узнала бы, что это такое, когда тебя любят, любят по-настоящему и всю жизнь.
- А ты? Ты его любишь? Мужа своего? Как меня любила?
- Миша, я уже забыла, как я тебя любила, помню только ту колючку, которая была в букете акации, что ты мне подарил. А мужа своего я люблю и буду любить всегда.
Михаил усмехнулся:
- Прямо как в кино! Любовь на всю жизнь!
- Миша, наш разговор затянулся, хватит! Я сказала тебе все, что хотела.
- А я все эти двадцать с лишним лет хотел с тобой поговорить! Готовился, даже репетировал, а видишь, какой разговор получился!
Ирина не поворачиваясь в его сторону, открыла дверь машины.
- Я имею право увидеть сына, пообщаться с ним, - выпалил Михаил, боясь, что не успеет сказать это до того, как она уедет.
- Право?! Какое право? На что? И кто тебе сказал, что Сережа – твой сын?
- Мне мать сказала еще когда он в первый класс шел. Она написала, что он очень похож на меня, и даже жесты у него мои.
- Теперь он взрослый человек, и даже если тебе взбредет в голову сообщить ему такую «важную» новость, я уверена, что он правильно поймет все. А вот как отреагирует на это твоя жена – тебе следует подумать.
- А что мне думать? Ее это не касается!
- Вот как! А что ее касается? Впрочем, это не мое дело. И вообще – Миша, мне пора.
Ирина села в машину и сразу тронулась с места.
Михаил долго смотрел ей вслед. Кто бы мог подумать, что Ирка станет такой! Когда он увидел ее через много лет, то был поражен: девичьи черты стали более округлыми, женственными, в ней появилось что-то такое, что притягивало к ней.
Придя домой, увидел, насколько отличается его жена от Ирины. В молодости она была стройной, даже худой, но Михаила привлекла не столько фигура девушки, сколько ее отец: он был известным в том городе бизнесменом, содержал залы игровых автоматов. Когда Михаил познакомился с его дочкой, он сразу сказал, что на свадьбу подарит машину и дачу. Конечно, Зинаида нравилась ему - знакомился он с нею, когда не знал об отце. Но после свадьбы понял, что характер у жены не сахар. К тому же скоро зарплата контрактника перестала устраивать ее, и все чаще она обращалась к отцу. Со временем Михаил оказался полностью под каблуком у жены и тестя. А Зинаида даже после рождения второго ребенка не округлилась, оставалась такой же худой и угловатой, как в молодости. Она стала ревнивой до безобразия, одним словом, жизнь Михаила была далека от того, какой он себе ее представлял. А тут еще Ирина словно дразнит: что мог иметь и что имеешь!
Ирина приехала домой. Разговор с Михаилом ее взволновал. Не то чтобы она испугалась встречи его с ее старшим сыном – Сергей уже взрослый человек, а Олег знал об этом изначально. Просто вспомнилось то, что почти забылось, что было в другой жизни... Вспомнилась обида, которая долго не оставляла ее. Вспомнила, как боялась ходить по селу, чтобы не встретить мать Мишки, которая распространяла о ней были и небылицы. Но теперь это все в прошлом, и главное сегодня – состояние Олега, его здоровье.
Андрей и Юля ждали ее на веранде. Ужин был приготовлен, хозяйство управлено. Молодые сидели на диване, прижавшись друг к другу, смотрели телевизор. Ирина вошла, улыбаясь.
- Ну что, молодежь, не скучно вам в деревне?
- Нам нигде не скучно, если мы вдвоем, - ответил Андрей. – Правда, Юля?
Он смотрел на девушку влюбленным взглядом.
Девушка кивнула. От Ирины не ускользнуло то, что Юля скорее ответила механически, не задумавшись о словах Андрея. Сердце матери кольнуло. Неужели Андрюша ошибся и полюбил не ту, которая была ему суждена? А разве угадаешь, где она, суженая?
Ирина незаметно вздохнула и пошла в душ.
Как там дела у Сережи? Писем не пишет, да и кто теперь их пишет? Особенно молодые? Телефоны заменили все. В последнем разговоре Ирина спросила, не собирается ли сын жениться.
- Нет, мама, я еще не встретил такую, как ты.
- Да зачем же в нашей семье две одинаковых женщины? – шутя спросила Ирина.- Ты должен найти свою собственную, не похожую ни на кого.
- Я боюсь, мама, что и Андрюха будет искать похожую на тебя, - смеялся Сергей. – Так что не две, а три похожих будут у нас в семье.