Найти тему
Похоже на правду

Ужасы Цусимы.Часть пятая. Разгром

Гибель э скадренного броненсца "Император Александр III" Фрагмент картины Автор А.А.Тронь. Источник: https://vk.com/@topwar-preview-320692896-11770530
Гибель э скадренного броненсца "Император Александр III" Фрагмент картины Автор А.А.Тронь. Источник: https://vk.com/@topwar-preview-320692896-11770530

>

Мы продолжаем повествование о трагических событиях уже далекого 1905 года всколыхнувших всю Российскую империю, и к сожалению уже малоизвестных современному поколениюя. Читайте начало: Ужасы Цусимы: Преамбула разгрома; Ужасы Цусимы: Часть вторая. Поход; Ужасы Цусимы.Часть третья. «Мадагаскарские каникулы»;Ужасы Цусимы. Часть четвертая. Развязка

Первый час боя. Гибель эскадренного броненосца «Ослябя».

Итак, на флагштоке флагманского русского броненосца «Князь Суворов-Таврический» взвился сигнал: «Полный вперед!» (на «Микасу»!), который хорошо поняли на «Александре Третьем», но, как следует, не разобрали в боевой рубке броненосца «Бородино», который почему-то, наоборот начал тормозить и делать поворот налево. Следовавший за «Бородино» броненосец «Орел» также вынужден был начать резко стопорить ход. В результате начавшейся маневренной неразберихи, когда счет шел на минуты, дело кончилось тем, что эскадренный броненосец «Ослябя», дабы избежать таранного столкновения с «Орлом», вообще, прекратил движение, превратившись в неподвижную мишень для японских кораблей «основных классов», чем те и не замедлили воспользоваться! Так начался «кошмар Цусимского боя»!...

Эскадренный броненосец «Орел» на рейде Кронштадта, август 1904 года. Автор неизвестен. Фото-общественное достояние.
Эскадренный броненосец «Орел» на рейде Кронштадта, август 1904 года. Автор неизвестен. Фото-общественное достояние.

Источник фото

Благополучно описав самоубийственную петлю вынужденного «холостого» маневра, эскадра адмирала Того, спустя уже пятнадцать минут (те самые, которые не успел использовать адмирал Рожественский) выстроилась в боевую кильватерную колонну и, пользуясь огромным превосходством в скорости(в среднем – на шесть узлов) по дуге стала обгонять русские корабли, выбрав себе первую мишень. Мишенью «номер один» для эскадры адмирала Того не мог не оказаться, сделавшийся неподвижным эскадренный броненосец «Ослябя»!

Японские снаряды, как уже указывалось выше, были фугасными, а - не бронебойными, какими пользовались русские корабли. Для наглядности окажется полезным сравнить устройство и практические следствия этого устройства японских и русских артиллерийских снарядов главного - 12-дюймового (250 мм.) калибра. И японский и русский двенадцатидюймовые снаряды весили по 320 кг. . На долю взрывчатого вещества, пироксилина - в русских снарядах, и тринитротофенола («шимозы») – в японских, приходилось по 41-ому килограмму. Я не буду говорить – во сколько раз японская «шимоза» оказалась эффективнее русского пироксилина, а просто отмечу тот трагический факт, что японские фугасные снаряды разрывались даже при ударе о поверхность морской воды, а русские снаряды взрывались только в сорока процентах случаев даже в тех редких случаях, когда они попадали в корпуса японских кораблей.

Расплавленный тринитротофенол (в ВМФ США он именовался «пикриновой кислотой»), выплескиваясь наружу после того, как в результате ураганного «теплового расширения» разносил изнутри стальной конус снаряда на сотни и тысячи зазубренных осколков, поджигал все вокруг на площади нескольких квадратных метров, «пожирая» заживо русских моряков и воспламеняя все предметы и субстанции, какие только способны были гореть. Сотни и тысячи осколков наносили колоссальный ущерб надпалубным постройкам, артиллерийским орудиям и беспощадно выкашивали личный состав русских боевых кораблей.

Другими словами, японские корабельные артиллерийские снаряды начисто переиграли русские корабельные артиллерийские снаряды. К тому же, с первых же минут боя выявилось подавляющее превосходство в меткости японских наводчиков – особенно тех, что обслуживали орудийные башни главных кораблей японской эскадры.

Ничего не было удивительного в том, что под смертоносным градом «шимозных» снарядов всех калибров, беспрерывно выпускаемых броненосцами адмирала Того и броненосными крейсерами адмирала Камимуры, броненосец «Ослябя» менее чем за четверть часа превратился в один сплошной гигантский костер, на семьдесят процентов растерявший всю свою первоначальную артиллерийскую мощь.

Адмиралы японского флота.Хэхатиро Того (третий слева) и Хиконодзё Камимура(четвертый слева). Автор неизвестен. Фото-общественное достояние.
Адмиралы японского флота.Хэхатиро Того (третий слева) и Хиконодзё Камимура(четвертый слева). Автор неизвестен. Фото-общественное достояние.

Источник фото

А еще, спустя четверть часа, не выдержав очередного прямого попадания 12-дюймового снаряда, от левого борта «Осляби» целиком отвалилась броневая плита и в, образовавшуюся гигантскую дыру ниже ватерлинии, мощным потоком хлынула соленая океанская вода. Еще через пятнадцать минут броненосец «Ослябя» неудержимо начал валиться на левый борт и уцелевшие члены экипажа опрокидывающегося броненосца посыпались в воду, как горох…

Командир «Осляби», капитан первого ранга, Владимир Иосифович Бэр, твердо решивший не покидать борт своего терпящего бедствие корабля и разделить, тем самым его судьбу, до последней минуты оставался на мостике и кричал, прыгающим в море матросам: «Отплывайте подальше от борта – не то затянет водоворотом!».

Владимир Бэр. Фото 1853 г.Ельня. Автор неизвестен. Общественное достояние.
Владимир Бэр. Фото 1853 г.Ельня. Автор неизвестен. Общественное достояние.

Источник фото

Но капитан Бэр ничем не мог помочь почти двум сотням членов команды «Осляби», находившихся в машинном отделении. Машинное отделение закрывалось снаружи тяжелыми бронелюками и люки эти запирались тоже снаружи. «Ослябя» опрокинулся на левый борт настолько неожиданно, что матросы, обслуживающие корабельные котлы не успели выбраться на палубу и дальнейшая судьба их явилась, как раз первым элементом общей мозаичной картины, получившей название: «Ужасы Цусимы». А.С.Новиков-Прибой в главе второго тома «Цусимы», посвященной гибели «Осляби», как раз и попытался донести до читателя мрачную картину гибели двухсот русских моряков в машинном отделении тонущего броненосца.

Ужасы войны, как - на море, так и – на суше многообразны и изощрённы, и нет никакого оправданного смысла «смаковать» их подробности в ограниченных рамках этих очерков. Тем более, что броненосец «Ослябя» оказался первым, но, далеко не последним русским броненосцем, нашедшем себе «вечную стоянку» на дне Корейского пролива роковым днем 14 мая 1905-ого года…

«Выбивание из строя» флагмана эскадры, броненосца «Князь Суворов-Таврический». «Отставка» адмирала Рожественского.

В предыдущей статье было уже сказано, что начало Цусимского сражения под диктовку Адмирала Рожественского длилось всего лишь 15 минут, по истечении каковых главным «хормейстером» в, развернувшейся затем, двухдневной трагедии сделался адмирал Того.

После того, как два броненосных крейсера адмирала Камимуры «Ниссин» и «Кассуга» накрыли двумя точными залпами неподвижный броненосец «Ослябя», передав координаты для прицеливания остальным японским кораблям, вследствие чего «Ослябя» оказался выведенным из строя за несколько минут, адмирал Того приказал перенести массированный сосредоточенный огонь всем своим броненосцам и броненосным крейсерам на флагманский русский броненосец «Суворов».

Того рассчитывал повторить успех прошлогоднего сражения с русскими в Желтом море недалеко от Порт-Артура. Тогда удачным выстрелом с одного из японских броненосцев снесло бронированный колпак боевой рубки флагмана 1-ой Тихоокеанской эскадры броненосца «Цесаревич», в результате чего на месте были убиты командующий русским флотом адмирал Витгефт и члены его штаба. Оставшаяся без командующего русская эскадра моментально превратилась в неуправляемое «стадо морских овец» и … в общем, 1-ой Тихоокеанской эскадре пришлось бесславно возвращаться в Порт-Артур, где она и бесславно погибла, спустя несколько месяцев.

Броненосец "Цесаревич"после сражения в желтом море. Автор фото неизвестен.Общественное достояние.
Броненосец "Цесаревич"после сражения в желтом море. Автор фото неизвестен.Общественное достояние.

Источник фото

Адмиралу Того удалось повторить то, что он задумал – броненосец «Суворов» также, как и «Цесаревич» получил несколько попаданий 12-дюймовыми снарядами прямо в «голову» - боевую рубку, где находился вице-адмирал Рожественский с флаг-офицерами штаба 2-ой Тихоокеанской эскадры. Рожественский был серьезно ранен (в том числе и, теперь уже – в свою собственную голову) и фактически потерял возможность руководить своей эскадрой.

Ранение русского адмирала Рожественского. Иллюстрация в японском журнале. 30-е годы ХХ века
Ранение русского адмирала Рожественского. Иллюстрация в японском журнале. 30-е годы ХХ века

Источник фото

А сам, серьезно поврежденный, объятый огнем броненосец «Суворов» с поврежденными рулями и разбитой, забрызганной кровью высшего командного состава эскадры, рубкой, выкатился из кильватерного строя русских кораблей и, рыская из стороны в сторону, последовал в неопределенном направлении (в принципе – на дно Корейского пролива). Дальнейшее руководство эскадрой, согласно заранее выработанной диспозиции автоматически передалось в боевую рубку, следовавшего за «Суворовым» мателота эскадренного броненосца «Александр Третий»…

Художник И.А.Владимиров. Героиеская гибель броненосца "Князь Суворов"
Художник И.А.Владимиров. Героиеская гибель броненосца "Князь Суворов"

Источник фото

Героическая гибель эскадренного броненосца «Александр Третий».

В августе 1904 года, перед отходом 2-й Тихоокеанской эскадры из Кронштадта в Либаву, в кают-компании новейшего броненосца «Александр Третий», жены и родственники офицеров броненосца собрались на прощальный банкет. Многие из собравшихся гостей, разгоряченные вином, говорили по очереди заздравные речи о мощи русского военно-морского флота, который, в виде 2-й тихоокеанской эскадры обязательно «очистит от японцев» Японское море! И много чего еще говорилось в кают-компании «Александра Третьего» в том же полупьяном «ура-патриотическом» духе – до тех пор, пока слова не попросил командир броненосца, капитан первого ранга Бухвостов. Он сказал просто, честно и прямо:

- Все вы наперебой говорите, как здесь все хорошо устроено! А я вам скажу, что тут все не совсем хорошо! Вы желаете нам победы! Нечего и говорить, как мы ее желаем!... Но победы не будет!... За одно я ручаюсь: мы все умрем. Но не сдадимся!...

«Александр Третий» сделал все, что мог для своей эскадры!

После «выбытия из строя» флагмана броненосца «Суворов» его место занял броненосец «Александр Третий» под командованием Николая Михайловича Бухвостова, и сразу же попал под сосредоточенный огонь четырех главных броненосцев и восьми броненосных крейсеров врага. Адмирал Того решил сначала «выбить» главные силы 2-ой Тихоокеанской эскадры, а потом уже не торопясь и, особо уже ничем не рискуя, расправиться с остающимся на плаву «музеем образцов». Нужно сказать, что японскому адмиралу удалось это сделать в полной мере!

А.С.Новиков-Прибой в своей дилогии достаточно подробно рассказывает о судьбе почти каждого корабля 2-ой Тихоокеанской эскадры. Оказавшись в плену. Новикову удалось встретиться с членами команд почти всех русских кораблей, потопленных, либо сдавшихся в плен по ходу Цусимкого сражения и на основании полученных, таким образом, сведений написать достаточно подробно и правдиво роман «Цусима». Но о гибели эскадренного броненосца «Александр Третий» он написал очень скупо, потому что из девятисот человек команды этого корабля в живых не осталось ни одного…

Но баталер Новиков наблюдал последние минуты боя и последующей героической гибели «Александра Третьего» своими глазами с борта броненосца «Орел». Это пожалуй один из лучших отрывков всего романа «Цусима» и поэтому предоставим же слово А.С.Новикову-Прибою:

«… И вот тогда-то на смену «Суворову» явился броненосец «Александр Третий», с именем которого навсегда останутся наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы. После того, как эскадра лишилась адмирала, он стал во главе боевой колонны и повел ее дальше. На этот броненосец обрушился огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую был только способен не раз прикрывая собою «Суворова» и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из под огня. В продолжении нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага.

К вечеру 14 мая это уже был не бой, а – бойня

Броненосец «Александр Третий», как и другие корабли, не выдержал наконец неприятельского натиска. В шесть часов вечера, сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи разбитых частей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов и крюйт-камер и корабль взлетит на воздух. Но броненосец через некоторое время оправился и, слабо отстреливаясь, снова вступил в боевую колонну. Это была последняя попытка оказать врагу сопротивление.

Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно там был фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Был ли это командир корабля капитан первого ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним – всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной.

Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знала история, у многих будет вызывать удивление.

Броненосец, вступив снова в строй, переместился уже в середину колонны, а свое почетное головное место уступил своему однотипному собрату «Бородино». Здесь на новом месте «Александр Третий» продержался еще каких-нибудь двадцать-тридцать минут …

… Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил…

… С крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах», следовавших за броненосцем, видели, как он повалился набок, словно подрубленный дуб. Многие из его экипажа посыпались в море, другие, по мере того как переворачивалось судно, ползли по его днищу к килю. Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении. К его огромному днищу, поросшему водорослями, прилипли люди…»…

Цусимский бой. Иллюстрации художника В.Шевченко
Цусимский бой. Иллюстрации художника В.Шевченко

Источник фото

… Судя по свидетельству А.Новикова, русских моряков-резервистов никто не учил тому, что надо уплывать, как можно дальше от тонущего корабля, а – не пытаться спастись на его днище, каким бы надежным убежищем оно ни казалось!...

… Две минуты прошли стремительно и поверженный герой-броненосец «Александр Третий» скрылся в морской пучине, оставив на месте своего погружения гигантские водовороты, безжалостно засосавшие в ненасытные океанические пучины несколько сотен матросов «Александра Третьего», тщетно пытавшихся найти спасение на днище своего тонущего броненосца…

… А в это самое время японские снаряды, метко выпускаемые из орудий двенадцати главных японских кораблей, до сих пор не понесших никакого ущерба, методично перемалывали эскадренный броненосец «Бородино», занявший почетное головное «убойное» место, героически погибшего броненосца «Александр Третий»…

… Стоял седьмой час вечера 14-ого мая, 1905 года. Солнце постепенно скатывалось к линии горизонта и мир готовился к погружению в очередную ночь – в спасительную для остававшихся еще на плаву кораблей русской эскадры, ночную темноту…

… Солнце хотя и «закатывалось», но на самом деле оно было «восходящим» - для военно-морского флота страны «восходящего солнца», отчаянно начавшей биться за право обладания акваторией всего Тихого океана вплоть в январе 1904 года. И битва эта продолжалась сорок с небольшим лет - вплоть до 1945-ого года…

А.Резник