Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Китайский пацифист. «Пао Минь»

Оглавление

Краски цветенья
      нам трудно надолго сберечь.
      День увяданья
      отсрочить не может никто.

      То, что когда-то,
      как лотос весенний, цвело,
      Стало сегодня
      осенней коробкой семян...
(Тао Юаньмин)

Плотное знакомство Поднебесной с настойчивыми белыми варварами привело императорский двор династии Цин к пониманию необходимости срочно реорганизовать вооруженные силы на европейский манер, ибо прославленные восьмизнаменные войска и сотни джонок с бронзовой или деревянной пушечкой для западных батальонов и крейсеров были только досадной помехой на пути к Императорскому дворцу. Европейцы хотели свободной торговли, в том числе опиумом, торговых факторий и баз на побережье. Богатый и отставший на уровне 17-го века огромный Китай был очень привлекательной жертвой для колониального разбоя.

С севера империю отжимала на юг Россия, с морских берегов англичане, французы, американцы...

Империи нужны были верфи, способные строить современные паровые корабли и заводы для производства артиллерии. С помощью западных специалистов в Фучжоу и Киангнань были созданы современные верфи. В 1869 году был создан Фучжоуский флот. С 1875 года императрица выделила отдельный имперский военно-морской бюджет для всех приморских провинций. Вскоре флотом занялся Ли Хун Чжан, создавший в 80-х годах мощный Бэйянский (Северный) флот из построенных за границей кораблей. Основу его составляли два построенных в Германии броненосца.

Но первая угроза появилась на юге. Франция начала колонизацию Индокитая, вассальной для Пекина территории. На севере Вьетнама против французов выступили китайские войска и ополчение "Черных флагов", что привело к французско-китайской войне 1884-1885 годов.

Напряженность нарастала с начала 80-х годов. Перед неизбежным столкновением китайцы пытались усилить Наньянский (Южный) флот, один из четырех флотов империи. Для него в октябре 1883 года на верфи Kiangnan Arsenal был заказан крейсер (корвет) «Пао Минь» (Защитник людей). Проект его был разработан Главным бюро машиностроения Jiangnan (Jiangnan Manufacturing Bureau) как уменьшенный вариант крейсера типа «Кайдзи».

Теперь верфь называется Jiangnan (Цзяннань) и сегодня является главной военно-морской верфью южного Китая. При империи Цин Арсенал стал крупнейшим в Азии, здесь была произведена большая часть китайского оружия 1870-90-х годов, верфь построила первое китайское паровое судно (Huiji) в 1868 году и здесь изготовили первую отечественную сталь в 1891 году.

На воду крейсер сошел в январе 1884 года и завершен был уже в октябре. Строительство шло достаточно быстро. Крейсер обошелся в 223 000 лян серебра.

Наньянский флот будет состоять из винтовых фрегатов «Хай-ань» и «Ююань» (сданы в 1872 ), незащищенных крейсеров типа «Кайдзи» (сданы в 1884 ), крейсеров типа «Наньчэнь» (1884 ) и «Пао Минь».

В 1885 году Наньянский флот заказал небронированные крейсера- «Цзинцин», а в 1887 году - «Хуан Тай».

-2

-3
-4

-5

«Пао Минь» Pao Min 保 民. Jiangnan Manufacturing Bureau (Судостроительный завод Цзяннань), Шанхай. Построен и спущен на воду в 1885 году. В 1903 переоборудован в халк.Март 1920 года-продан во Вьетнам и сдан на слом

Водоизмещение стандартное 1477-1480 тонн (около 1500 тонн с полной загрузкой). Длина 64,92/69,4 метра, ширина 10,97 метра, осадка 4,27 метра
Двигатель-1 поршневая паровая машина компаунд и 6(2) угольных котлов, 475 индикаторных лошадиных сил, 1900 л.с.(2400),1 вал, стандартная скорость 9 узлов, максимальная скорость 13 -15,5 узлов, около 300-360 тонн угля, дальность 3000(?) миль, экипаж 200-260 человек.
Вооружение: 2 150-мм пушки Krupp, 6 120-мм пушек Krupp и 4 37-мм пушки Hotchkiss или 2 47 мм QF Hotchkiss (3 фунта).
По другим данным-2 торпедных аппарата; до 1893 года- 3-120 мм орудия, затем 2-152 мм, 1-120 мм, 4 пулемета.

QF3pdrHotchkissRN1915
QF3pdrHotchkissRN1915

Крейсер имел композитный корпус с тремя мачтами и подводным тараном. Кормовая часть была скошена типа шхуны, там размещались офицерские каюты. Корпус окрашивался в черный цвет. Осадка позволяла использовать крейсер на Янцзы. Корпус был довольно низким, поэтому корабль заливало при малейшем волнении.

Механизмы импортировались из Германии (Киль). Паровая машина на 1900 л.с. дополнялась парусным вооружением баркентины или шхуны. Дальность хода оценивалась в 3360 морских миль на скорости 10 узлов.

По описаниям 90-х годов корабль прошел модернизацию и стал двухмачтовым. Возможно, были внесены изменения в силовую установку.

Вооружение было немецким : две 150 мм/ 32 RК L/35 С/80 пушки Круппа, шесть 120 мм/35 и четыре пушки QF 47 мм/20. Носовое орудие размещалось в закрытой носовой части, а не на главной палубе выше, стреляло через открывающийся порт, к которому его подвозили на рельсах. Сектор обстрела у него был всего 60-70°.

Кормовое орудие было установлено с учетом лучшего сектора обстрела. Эти новейшие пушки Круппа только появились на рынке. Кроме Китая они были закуплены Австро-Венгрией, Данией, Японией, Нидерландами, Османской империей, Румынией и Испанией. В китайском флоте эти пушки были широко распространены.

Орудия имели раздельное заряжание, заряд в гильзе, снаряд 45,6 кг, угол возвышения от -7° до +20°, а скорострельность около 4-5 выстрелов в минуту для хорошо обученного расчета. Начальная скорость снаряда составляла 650 м / с, а максимальная дальность стрельбы - 10 км. Орудие весило 5800 кг.

Вспомогательная батарея состояла из шести орудий Krupp 12cm/32 RK L/35 C/80, размещенных в бортовых портах на главной палубе с ограниченным сектором обстрела. Первая пара пушек находилась на уровне фок-мачты, вторая — за трубой, а третья — между грот- и бизань-мачтой.

Против миноносцев предназначались два 3-фунтовых орудия Гочкиса, а также 47-мм / 40 орудия Гочкиса.

В одном из источников артиллерия указана как два 200-фунтовых и шесть 70-фунтовых орудий.

Пао Минь в 1889 году
Пао Минь в 1889 году

Крейсер был готов в октябре 1884 года и во время китайско-французской войны оказался в Шанхае. На южные флоты Китая легла основная тяжесть конфликта с Францией. Он вошел в состав Наньянского флота (南洋水師), которым командовал адмирал Ли Чэнмоу (李成謀), ветеран Фуцзяньского флота и речных сил Янцзы. Адмирал старался не рисковать флотом и с августа 1884 года держал его в Шанхае и Нанкине под защитой береговых батарей.

Самым сильным кораблем флота тогда была небольшая броненосная канонерская лодка Jinou (Chin-Ou), построенная в Фучжоу. Ее в основном и опасался французский адмирал Курбэ.

С июля 1884 года броненосец Triomphante возглавил блокаду китайских южных портов. Амеде Курбе запросил у Парижа разрешения атаковать Шанхай, но премьер-министр Жюль Ферри отказал. Курбэ переориентировался на Фучжоу, где 23 августа 1884 года в битве при Фучжоу наголову разбил Фуцзяньский флот.

На блокаде Шанхая остался французский крейсер «Персеваль». Адмирал Ли Чэнмоу решил разделить силы Наньянского флота для защиты Шанхая с арсеналом, и Нанкина. Наиболее современные крейсера «Наньчэнь», «Наньжуй», «Пао Минь» и другие ушли в Нанкин. В Шанхае остались ренделовские канонерки "Лунсян", "Хувэй", "Фейтинг" и "Седянь". «Персеваль» не стал мешать китайским маневрам, а вскоре вообще ушел на соединение с главными силами.

Французы все силы сконцентрировали для блокады и атаки Формозы (Тайваня). В феврале 1885 года, под давлением Пекина, Наньянский флот без особого желания попытался деблокировать Формозу. В битве при Шипу Наньянский флот потерпел поражение, старые корабли были уничтожены, а крейсера "Кайдзи", «Наньчэнь» и «Наньжуй», составной шлюп "Чаову" (超武), деревянный транспорт "Юанькай" (元凱), а также две канонерские лодки "алфавитного" типа были заблокированы в заливе Чжэньхай до конца войны.

«Пао Минь» в активных действиях войны участие принять не успел. Он, а также построенные в Фучжоу в 1886-87 годах композитные крейсера «Цзинцин» и «Хуан Тай», компенсировали Наньянскому флоту потери в войне "Юйюань" и "Чэнцин".

«Пао Минь» был классифицирован как крейсер третьего ранга.

В китайско-японской войне крейсер также участия не принимал, Южные флоты сделали Бэйянскому флоту алаверды, "отомстив" за отсутствие помощи в войне с французами. Южные адмиралы эту войну своей не считали.

Южные флоты сильно пострадали в ходе войны с французскими, Фучжоусский был уничтожен почти полностью. Наньянский флот в результате был упразднен в 1909 году, но «Пао Минь» до этого времени в строю не выдержал, его переклассифицировали в халк в 1903 году.

К концу династии Цин крейсер использовался как транспорт, депо для кораблей действующей эскадры. Во время революции 1911 года он снабжал крейсер «Хайци» на реке Янцзы, потом «Цзинцин» и другие корабли в Нанкине.

После революции «Пао Минь» передали военно-морскому флоту провинции Гуандун. Китай продолжали сотрясать мятежи и революции, корабль переходил из рук в руки. В итоге он был обнаружен во Вьетнаме в марте 1920 года, центральное правительство отправило за ним своих комиссаров, которые выставили его на местном аукционе для продажи на слом.

Конвей относит «Пао Минь» не к крейсерам, а к канонерским лодкам. «Пао Минь» один из первенцев китайского современного крейсеростроения, при этом ему так и не довелось повоевать с внешними врагами, крейсер-пацифист краями проскочил обе важнейшие для страны войны.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам