Речь идёт о фильме 1986 года режиссёров Товстоногова и Макарова.
В первой серии Елена Андреевна одета по моде 1902 года. Поэтому я проиллюстрирую статью женскими нарядами того времени. К тому же кадры из фильма нечёткие. А ведь это – не какой-то средненький фильм, а шедевр!
Такой актёрской игры сейчас уже не увидишь. Басилашвили играет «на разрыв души». Его герою невозможно не сопереживать. И ты понимаешь, что Иван Петрович Войницкий – очень добрый и кроткий человек. Но и кроткого человека можно довести до бунта, если он осознает, что его годами использовали. Не давая взамен ничего, даже благодарности…
И вот, дядя Ваня осознал, что положил свою жизнь на служение недостойному кумиру – профессору Серебрякову. К сожалению, поздно. Молодость позади, а впереди – только нищая старость.
Когда-то дядя Ваня совершил большую ошибку – отказался от своей части наследства в пользу сестры, ставшей женой «выдающегося» профессора. И начал самоотверженно служить своей семье и кумиру.
Я встречала мнение, что Басилашвили слегка переигрывает. Излишне эмоционален.
По мне, так и должно быть.
Ведь у дяди Вани расстроены нервы! Если не сказать – психика. Сознание совершённых ошибок, растраченной понапрасну жизни довело его до невроза. Он лишён душевного покоя, озлоблен.
И самозабвенно, с мучительным, горьким упоением кроет профессора, не в силах остановиться:
«Отставной профессор, понимаешь ли, старый сухарь, ученая вобла...
Живет эта вобла в именье своей первой жены, живет поневоле, потому что жить в городе ему не по карману. Вечно жалуется на свои несчастья, хотя, в сущности, сам необыкновенно счастлив»…
Дядя Ваня считает, что профессор Серебряков глуп. И наверняка судит справедливо:
«Человек ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве. Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре… читает и пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно, – значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее. И в то же время какое самомнение! Какие претензии!»
Пьеса «Дядя Ваня» считается депрессивной.
Но иногда и такие пьесы (и фильмы) помогают развеять депрессию.
Не скажу за всех, но у меня так бывает. И конкретно этот фильм немного развеял моё нынешнее невесёлое настроение.
Да и не всё там мрачно. Например, дядя Ваня весьма позитивно и задорно гоняет профессора по дому. Прямо душа радуется...
Одно плохо – конец.
Вот взяли бы Соня с дядей Ваней… Продали бы имение и махнули в Финляндию, как предлагал профессор. Купив там уютную дачку, положив остальные деньги в надежный банк и живя на проценты.
Только без профессора и его жены. Этих – оставить за бортом, как балласт. Потому что они и есть самый настоящий балласт, нахлебники.
Но совестливые люди так не могут…
Соня будет и дальше содержать отца-эгоиста, который не только не заботился о ней, а, напротив, обкрадывал её.
Ну а куда дядя Ваня без Сони? Да и некуда ему идти.
Элегантные костюмы для прогулок, которые носили женщины на стыке 19 и 20 веков.
«Женщина – стебелёк цветка, а её причёска – бутон»… Причёски эпохи модерн.
Рецепт семейного счастья от героя «Крейцеровой сонаты»: держать жену в узде и домашнем халате.
«Три сестры». Почему эта депрессивная пьеса способна спасти слабого человека?
Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы увидеть все статьи, написанные за последнее время. Вы могли не видеть их в ленте, а у меня много интересного.
#кино #классика #стиль #мода и красота #семейные отношения