Найти тему
Хорошо. Громко.

Наши врачи не дают клятвы Гиппократа

Цените: Владимир Войнович, рассказ "ДВС". Сатира советского времени про то, как выдающийся писатель из союзной республики приехал в Москву и в гостинице с ним случился инфаркт. Писатель вызвал обычное 03, а гостиничный администратор не разрешил везти его на рабоче-крестьянской скорой в больницу для простых смертных, потому что он ДВС, депутат Верховного Совета.

Потом, правда, выяснилось, что он депутат не настоящего Верховного Совета, а всего лишь Верховного Совета Республики, и пока администратор выяснял ранг писателя и решал, какая скорая его по такому рангу должна забирать, писатель коньки отбросил. /спойлер/

-2

Главное в рассказе не столько сатира, сколько - про клятву Гиппократа. Войнович пишет, что советские врачи клятвы Гиппократа не дают.

Как так?

Редакция ХорошегоГромкого Дзена изучила вопрос. Выяснилось: клятву, какой её записал Гиппократ до нашей эры, сейчас, считай, никто уже не даёт. А Гиппократова клятва была интересной. Помимо обещания не причинять вреда, действовать в интересах больного и хранить врачебную тайну, Гиппократовы современники клялись чтить своего учителя, бесплатно обучать медицинскому ремеслу детей учителя, и при этом не учить, кроме них, никого другого. Ну разве что своих собственных детей. Кроме того, древнегреческие врачи не могли содействовать аборту и самоубийству и отдельным пунктом обещали, входя в дом больного, воздерживаться там от *намеренных* любовных дел с женщинами и мужчинами.

Вот она - длинная, правда. Можно промотать дальше.

Клятва Гиппократа, +/- 300 г. до н. э.

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Клятва Гиппократа легла в основу медицинских клятв почти по всему миру. Сейчас, считай, всюду врачи при получении диплома проходят церемонию, где обещают лечить старательно, не вредить пациенту и соблюдать врачебную тайну. Текст клятвы местами повторяет Гиппократа, местами новый, и в каждой стране клятва врача немного разная. А как у нас?

В ХIХ веке, например, всякий российский врач, получая диплом, обещал блюсти честь профессии, помогать больным по лучшему своему разумению, хранить врачебную тайну, содействовать развитию медицинской науки, уважать коллег, при необходимости просить их совета и никогда самому не отказывать в помощи другому врачу.

Обещание врача, ХIХ век

Принимая с глубокою признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим; свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведующих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.

Хорошо, но скучно. Однако это "Обещание" было в ходу аж до второй половины ХХ века.

Войнович в рассказе "ДВС" пишет уже не о нём, а о "Присяге врача Советского Союза". Её утвердили в 1971 году и применяли до 1993 года, и именно её, судя по всему, давал врач у Войновича.

Что там было интересного?

Присяга врача Советского Союза, 1971 г.

Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь.

То есть в принципе, всё как обычно - стремиться, трудиться, развивать, уважать, помогать, но - руководствуясь принципами коммунистической морали и помня об ответственности перед народом и государством.

От Гиппократа, согласитесь, далеко.

Сейчас (для полноты раскрытия вопроса) врачи по-прежнему обещают в целом примерно то же самое, но больного теперь называют пациентом (хорошо хоть, что ещё не клиентом), отдельно уточняют, что будут помогать пациентам независимо от пола, расы, национальности, языка и т. д., а также клянутся не прибегать к эвтаназии.

Клятва врача России, утверждена законом №323 от 2011 г.

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины"
.

#хорошогромкочитаю #книга #владимир войнович #клятва гиппократа #присяга врача #медицина #литература #люблю читать #советская литература #врачи

В заключение по традиции отзыв о книге, из которой взялось интересное слово. "Сказка о глупом Галилее" - это сборник рассказов Владимира Войновича. Почти все из них он написал, когда его уже из СССР выслали. Мне понравилось. Особенно где он про людей пишет, про жизнь, про смысл жизни. Таких примерно половина.

Вторая половина - политическая сатира, и она у него на полную зло-сатиричная. Ожидаемо: Войнович был одним из главных оппозиционеров своего времени, его за оппозиционные взгляды и преследовали, и травили (в буквальном смысле, ядом), даже гражданства лишили. Он, видать, давал стране угля. Страна в долгу не осталась.

Резюме - читайте Войновича, он хорош! Только не про политику. Хотя если вы любитель про политику, тогда, конечно, читайте и про политику тоже.