Найти тему
АРМК

Иглы больше не нужны. Бескровный контроль сахара в крови.

Нетравмоопасный мониторинг глюкозы

может стать новой нормой

для больных диабетом.

Исследователи из Пенсильвании разработали прототип неинвазивного носимого датчика глюкозы. Предоставлено: Цзя Чжу.
Исследователи из Пенсильвании разработали прототип неинвазивного носимого датчика глюкозы. Предоставлено: Цзя Чжу.

Устройства для неинвазивного мониторинга глюкозы всё ещё не назовёшь доступными. Несмотря на то, как много разработок сейчас ведётся по этой теме, все прототипы и образцы не только очень дороги для конечного потребителя, но и – часто – попросту неудобны. Однако это ещё не все причины их непопулярности. Главная – в том, что они гораздо менее точны, чем обычный глюкометр. Поэтому для измерения уровня сахара страдающие диабетом люди вынуждены либо прокалывать палец, чтобы взять образцы крови, либо и того подавно – встраивать датчики под кожу. Однако теперь есть надежда, что менее навязчивый мониторинг содержания в крови этого моносахарида может стать нормой.

Команда исследователей под руководством Хуанью «Ларри» Ченга, профессора кафедры проф-разработок Дороти Квиггл при факультете инженерных наук и механики Университета Пенсильвании, разработала неинвазивное недорогое устройство, которое может определять глюкозу в поту.

Сначала исследователи сконструировали устройство с использованием лазерно-индуцированного графена (так называемый LIG – состоящий из углеродных слоёв различной формы материал, в один атом толщиной). Высокая электропроводность и всего несколько секунд на изготовление позволили этому решению показаться просто идеальной основой для сенсорного датчика.

Однако, «сложность в том, что LIG вообще не чувствителен к глюкозе, – поясняет Ченг. – Так что нам понадобилось нанести чувствительный к глюкозе материал на LIG».

Приоритет во всём устройстве отдавался самой чувствительности, а всё потому, что по сравнению с кровью наши кожные выделения содержат удивительно мало этого моносахарида. Исходя из этих соображений, команда выбрала никель, а чтобы в перспективе снизить вероятность аллергических рисков, приправила его золотом. И несмотря на то, что концентрация сахара на коже примерно в 100 раз меньше, чем в крови, прибор получился достаточно чувствителен для точного измерения доли глюкозы в поту; а корелляция покажет содержание в крови.

Есть ещё одно «но»: устройству нужен щелочной раствор, который может вызвать ожёг и потому вынужденно ограничивает пользовательские возможности. В качестве решения этой проблемы, к сплаву LIG была прикреплена специальная микрофлюидная камера. Её поры выступают чем-то вроде клапанов впускного коллектора, работающих только в одну сторону – в реагирующий раствор датчика через них проходит пот, не позволяя химикату касаться кожи и тем самым навредить ей. В этой изолированной среде основной раствор взаимодействует с молекулами глюкозы, в результате чего получается соединение, которое затем вступает в реакцию с высокочувствительным сплавом. В ходе этого процесса запускается электрический сигнал, непосредственно указывающий на содержание и концентрацию вещества в поте.

«С меньшей камерой для щелочного раствора всё устройство размером примерно с четвертак [вероятно, речь о монете в 25 центов] и достаточно гибко, чтобы поддерживать надёжную прикрепляемость к человеческому телу», – говорит Ченг.

Сейчас профессор Ченг с командой планируют улучшить свой прототип для будущего практического применения. Среди прочих технических моментов, на повестке стоит вопрос о том, как пациенты или врачи могут использовать этот инструмент. Помимо этого, учёные поддерживают идею расширения применения созданной ими платформы. Они намерены усовершенствовать и расширить базу своей разработки для более удобного отслеживания различных биомаркеров, которые можно найти в поте или интерстициальных жидкостях, заполняющих межклеточное пространство в организме.

«Этот датчик глюкозы служит основополагающим примером, демонстрирующим, что мы можем улучшить обнаружение биомаркеров в поту при чрезвычайно низких концентрациях», – делится планами автор исследования.

По материалам АРМК.