Для новорождённого виконта де Буа-Гиньо подготовили самое лучшее – белоснежные одеяльца с вышитой монограммой, тёплую мягкую колыбель и 12 фунтов соли. Родители маленького наследника были совершенно спокойны: в XVIII веке в некоторых странах это считалось важной частью ухода за младенцем.
Если малыш появлялся на свет без каких-либо сложностей, если вокруг делали вывод, что с ним всё в порядке, вполне допустимым считалось, чтобы после омовения его присыпали солью. Упоминания об этом есть ещё в ветхозаветной «Книге пророка Иезекииля». При взгляде на город Иерусалим пророку пришло на ум провести аналогию с малышом, о котором никто не беспокоится. Такой ребёнок не завернут в ткань и не натёрт солью. Подразумевается, что с теми, чьи родители проявляют любовь и внимание, всё с точностью до наоборот. Солёный младенец, по мнению ветхозаветного автора, как раз окружён заботой.
Современной матери это и в голову бы не пришло, а в трактате Альдобрандино де Сиена, датированном тринадцатым веком, автор говорит совершенно серьёзно: малыша надобно посыпать солью и проложить между пелёнками лепестки свежих роз. В таком виде ребёнка оставляли на несколько часов, а потом обтирали и мыли. «Для укрепления и силы», - говорили в XIII столетии. В Древнем Риме малышу, недавно появившемуся на свет, с той же целью посыпали голову солёной мукой.
Объяснений этому было несколько: во-первых, считалось, что соль препятствует попаданию грязи. Во-вторых, что она не позволяет выделять слишком много пота. А в-третьих, прослойку рассматривали как вариант мягкого привыкания к новой атмосфере. Малыш долгое время пребывал в тепле, под сердцем матери, а теперь он оказался под воздействием холодного или слишком жаркого воздуха. Резко и неожиданно для хрупкого организма. Поэтому-то и выбирали такой необычный путь для "акклиматизации" - ведь закутывали не всё дитя целиком, оставляя лицо и кисти рук.
Кстати, и пеленать в то время рекомендовали как можно плотнее. В 1492 году, в книге Бартоломью Английского, содержался совет молодым матерям – аккуратно, но туго закутать малыша в одеяльца, чтобы избежать смещения его хрупких сосудов и костей. Веком позже так рассуждал и француз Жак Гийом. Трудно сказать, придерживались ли все матери и няни этих советов. Но известно точно, что королева Жанна Наваррская, мать Генриха IV, неусыпно следила, чтобы малыш был в пелёнках.
Интересно, что менять эти самые пелёнки Жак Гийом рекомендовал только один раз в день, лучше в полночь. Скорее всего, лично он этим никогда не занимался. Если бы ему приходилось делать так, как он советовал, он бы поменял свою точку зрения: за сутки любое, даже очень плотное одеяло, промокнет насквозь.
Паоло Багеллярд, еще один теоретик, в пятнадцатом веке предлагал оборачивать малышей от ног до подмышек. А вот потом аккуратно закрывать руки – вторым, отдельным куском ткани. Получалась маленькая мумия. В русском языке такие полотнища называли «свивальниками».
А вот в Жан-Жак Руссо в своем знаменитом трактате «Эмиль, или О воспитании» старую традицию подвергал сомнению:
«Будучи собранным в клубок… дитя делает бесполезные усилия… Это мешает крепнуть и расти… В местностях, где этого не делают, все рослые, сильные и хорошо сложены».
Впрочем, о плюсах и минусах пеленания спорят до сих пор. Но вот с солью ещё интереснее. В Голландии её укладывали в мешочке в колыбельку с малышом. Вообще, у многих народов, в том числе и на Руси, соль была связана со множеством поверий. Малышам её прикладывали к темени - в качестве оберега. Если хотели, чтобы нити получились прочными, на прялку кидали щепотку соли. На свадьбах в Костромской губернии, встречая молодых после венчания, их осыпали солью. Опять же, на счастье. При этом считалось, что за праздничным столом, нужно непременно передать кому-то солонку – тоже для удачи. Да и вспомним еще одну свадебную традицию – хлеб-соль. Выносили перед молодыми угощение, в том числе, для привлечения в дом благополучия: хлеб олицетворял собой будущее богатство, а соль - от "нехорошего глаза".
Даже в поговорках есть место для соли! И совершенно особое: "Без соли не сладко, без хлеба не сытно". "Без соли и хлеб не естся". В старину привычная нам приправа имела символическое значение. И очень долго.
Кстати, солёный младенец – не только обычай Средневековья или еще более глубокой древности. Упомянутый виконт де Буа-Гиньо жил на рубеже XVIII и XIX века. Он был аристократом из древнего рода, впоследствии стал видным участником вандейского восстания и маршалом Франции.
Солёная традиция существовала в разных мировых культурах. По некоторым сведениям, небольшая часть народов её соблюдает и по сей день.
#наука #история #средневековье #семья #дети
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!