Осень радует своими красками и тёплыми днями. Атмосфера словно переносит нас на полотно картин, если Вы так же, как я чувствительны к прекрасному и легко претворяете это настроение в Ваши реалии. В общем не буду грузить Вас своей философией и странностями, перейду к новому обзору к книге под стать моему сегодняшнему состоянию.
Джоанн Харрис. «Пять четвертинок апельсина». Очень многое из чего сотканы ее произведения - это отголоски детства. Сласти. Шоколад. Симбиоз культур. Эмоциональность. Тёплые краски. Мягкость. Все это приходит мне на ум, когда я начинаю перебирать в памяти ее произведения. О самых тяжелых и надрывных темах она могла размышлять приглушенно, что вызывает интерес, а не раздражение. Размеренность, которая не вызывает скуку.
«Пять четвертинок апельсина». Ещё одно домашнее, как бы своё семейное произведение, с непростой темой. В центре сюжета семья в период немецкой оккупации во Франции. Мать и трое детей. Мы видим взгляд на коллаборационный период в жизни местного населения. На взаимодействие, которое вмешивалось в уклад и кардинально меняло повседневность. Мы все знаем историю. И ничего хорошего эта война принесла ни нам, ни одной из стран, на землю которой вступали немецкие подразделения. И на первый взгляд перед нами психически нездоровая женщина, темная история гибели мужа, дети, которые за помаду и сладости обменивают сведения, простым языком закладывают соседей. Фрамбуаза (девятилетняя дочь), воспылавшая чувствами к немецкому солдату. История и ведётся из ее уст по прошествии многих лет, когда она вернулась в деревню инкогнито. И, кажется, естественно почему. Ведь после того, что их семью уличили в сношениях с врагами, спокойно оставаться они там не могли. Но это, как всегда, лишь вершина айсберга. Книга намного глубже. И разгадки истории в символах. В щуке, которая стала олицетворением целеустремленности, жизненной стойкости Фрамбуазы. Кулинарной книги, которая, словно ключ к разгадке семейной драмы, великий любви и жертвенности по отношению к детям.
Извечные темы родителей и детей. Взросления. Любви. Все в обрамлении тяжелого периода военных опасных событий.
Насколько виновны дети, которые лишь следовали своему нутру и в сладких речах не видели жутких последствий свои слов и полученных конфет. Они, как и все мы в своё время, лишь стремились раньше времени во взрослый мир. Жаждали признания. Ощущения ценности и веса.
Как обманчивое бывает первое впечатление, так и здесь осуждающие возгласы о книге Харрис, лишь отзвук поверхностного знакомства, на сой взгляд. Произведение очень тонкое, психологическое, трагическое, но прекрасное. Она не об ужасах войны. Но о том, что люди продолжали жить и отзывались на позывы своего нутра. Да, соседство с вражескими силами вносило определённые ужасные коррективы в уклад, в поведение, но жизнь не останавливалась, случались любовь, горе, детство, драма . Она текла и следовала своим законам. Книга отзывается и находит отклик внутри, вот почему осенним вечером советую уделить внимание писательнице и ее апельсинам .