Ну вот, сумки собраны. Завтра перед самым поездом Эля сложит в отдельную то, что пока в холодильнике: копченую колбасу, ветчину, рульку… И Асины вкусняшки.
Весь месяц, после того, как мама увезла ее четырехлетнюю дочку Асю в конце мая, Эля после работы и по выходным бегала по магазинам. Надо было обновить гардероб себе и дочке, выполнить просьбы родителей. Например, чего стоило хотя бы найти для отца именно такую летнюю кепку, как он просил. Ту, что Эля привезла в прошлом году – забраковал, да еще и ворчал весь ее отпуск, что не может для отца постараться. Ну, как ему доказать, что и в их магазинах тоже далеко не все бывает. А если бывает, то еще пойди попробуй эту нужную вещь отыщи! Понятно, что снабжение здесь все-таки получше, чем в провинции, особенно в конце месяца, когда торговля план дает. Вот и носилась Эля электровеником. Зато удалось многое прикупить. Вот родных порадует! Особенно, конечно, дочку. Достала и ее любимых леденцов-«листиков» на палочках, и длинных разноцветных «сосулек», и даже жвачку – клубничную, а не банальную апельсиновую!
Эля уже предвкушала, как откроет «сладкий пакет», как загорятся Асенькины глазки, как она будет выбирать, что возьмет на улицу сегодня – угощать подружек, а что потом… Вот хотя бы ради этой детской радости стоила вся эта беготня и стояние в очередях…
Все было именно так. Ася взвизгнула при виде «богатства», деловито отобрала сегодняшнее угощение подружкам и засобиралась во двор. Надела новенький сарафанчик, носочки.
- Давай, я тебя заплету, - предложила Эля.
- Нет, лучше дедушка! – дочь унеслась в большую комнату, где дед смотрел по телевизору новости.
Эля немного удивилась: папа никогда не был отмечен способностями к девчоночьим прическам. Когда она была маленькой, верхом его куафёрского искусства был кривоватый «хвостик», разваливающийся ровно через пять минут. Она сложила разбросанные Асей вещички и пошла посмотреть. И застыла в изумлении: на дочкиной голове красовались желтые колготки, «лапки» которых дед старательно заплетал в косу. Третьей прядью служила красная ленточка.
- Отличная коса! – похвалила Эля. – Ну, а теперь давай, я тебе нормальную косичку сделаю.
- Эта и так нормальная! – убежденно ответила дочка.
- Нормальная-нормальная, - успокоила Эля. – Но гулять же ты так не пойдешь!
- Пойду! Я так всегда хожу! – Ася была сама непреклонность.
Эля не успела ничего возразить, как вступил отец:
- Да, Эля! Представь, у нас тут все девочки так гуляют! Я тоже сначала удивлялся, но – гуляют, и ничего! Да сама посмотри, убедись, Асю уже, наверное, полдвора ждет.
Эля подошла к окну и глаза ее расширились от удивления. Действительно, несколько девчушек, гуляющих во дворе, лет 4-5-6 и даже постарше, щеголяли разноцветными «косами» из колготок. На конце этих косичек красовались бантики.
- Сюрреализм какой-то… - Эля не могла поверить собственным глазам. – Правда! Нет, ну надо же! Вот это я понимаю, местная мода!
Ася уже нетерпеливо переминалась с ноги на ногу:
- Вот, а ты не верила! Видишь теперь?
- Да уж вижу. Ну, иди, раз тут так принято.
Она еще несколько дней удивлялась зигзагам провинциальной детской моды, посмеялась на эту тему с мамой, а потом привыкла. И уже сама перед прогулкой делала дочке колготочные косы.
А однажды во дворе, увидев дочку знакомой, не удержалась. Ладно, маленькие, но этой-то уже десять лет, а тоже в «косе»!
- Олечка, какая у вас мода интересная! - сказала Эля. – И кто же такую красоту придумал?
- Никто не придумывал, - недоумевающе посмотрела на нее Оля. – В Питере же все так ходят!
- В Питере? – опешила Эля. Она была озадачена еще больше, чем прежде. – Ты ездила в Ленинград и там такое видела?
- Нет, я не ездила. Так Ася же оттуда приехала, и нам рассказала.
- Ася? – Эля начала понимать.
- Ну, вы же в Ленинграде живете? – полу утвердительно уточнила Оля.
- Да, конечно, - Эля уже старалась не рассмеяться.
- Вот, Ася и рассказывала, что там все девочки ходят так.
- Понятно. Ну, до свидания, Олечка. – Эля чувствовала, что сейчас расхохочется, и поспешила уйти.
- До свидания тетя Эля! – Оля уже принялась снова прыгать на скакалке.
Эля расхохоталась в подъезде и смеялась, пока поднималась по лестнице, и когда вошла в квартиру. Нет, ну какова Ася! Надула всех!
Эля переобулась и вошла в кухню, где бабушка кормила Асю полдником.
- Ася, доченька, - начала она, - а скажи-ка мне, где именно в Ленинграде девочки с колготками на голове ходят?
Дочка опустила глаза и сжала губы. Водила пальцем по столу и молчала, то взглядывая на мать, то снова глядя на тарелку с сырниками.
- Так что, это неправда? – ахнула бабушка. – То-то я и думаю, что что-то тут неладно! Ну не может такого быть – Ленинград – и колготки на голове!
- Ну конечно! Ася это просто придумала! – Эля не выдержала и снова расхохоталась. – Нет, ну, а ваши-то каковы!
- Ася, ну как тебе такое в голову-то пришло? – отсмеявшись, спросила бабушка.
Ася увидела, что ругать ее не будут.
- Ну и что, ну и что! Просто я косу длинную хотела! Дедушка мне сделал, и я гулять пошла! А девочки увидели, и смеяться стали. Ну, я и сказала, чтобы не смеялись, что у нас все так ходят!
- Да… снова фыркнула Эля. – Ну, твое счастье, что поверили.
Когда дочка ушла гулять, они еще посмеялись с мамой. А дедушка, услышав эту историю, вовсе и не удивился. И сказал, что он так и думал, да просто внучку выдавать не хотел.
***
Еще истории про Асю и маму Элю здесь: Устами младенца; К морю!
#Рассказыодетях#жизнь в ссср