Есть одна занятная фотография, на которой запечатлены три интереснейших человека – голос Советского Союза Юрий Левитан, отчаянный оператор Роман Кармен, снимавший, наверное, везде, в том числе во время боевых вылетов на Пе-2 и летчик Павел Кашуба – Герой Советского Союза, который не бомбил немецкие мотоколонны, потому что занимался другой не менее важной работой – был пилотом транспортной авиации.
Так уж получилось, что для него все началось с одного из комсомольских призывов. Родина позвала «Юноши и девушки – на самолет!», молодой человек Павел заинтересовался и вскоре стал учлетом в Ейском училище. После окончания летного училища Кашуба некоторое время служил в авиации Балтфлота, пока в 1938 году не уволился.
В начале 1941 года, начальника Пятигорского аэроклуба Павла Кашубу отправили трудиться в авиалесоохрану – патрулировать тайгу, сохранять лес от пожаров. На этом патрулировании Кашуба набрал более двух тысяч часов налета, так что к началу войны он был опытнейшим летчиком, тем самым «микроскопом, которым жалко забивать гвозди».
Его и использовали соответственно. Опыт полетов над тайгой пригодился летчику авиагруппы особого назначения в полетах во вражеский тыл. Один из таких вылетов и привел к тому, что Кашуба стал Героем Советского Союза. Золотую звезду ему вручили за то, что в непогоду смог на У-2 вывезти из окружения раненого в ношу командующего Брянским фронтом Еременко. Потом спасенный генерал написал об этом так:
«… я был ранен в правую ногу и в правое плечо несколькими осколками авиационной бомбы. 13 октября в темноте меня положили в самолет По-2, чтобы, по приказанию Ставки, отвезти в Москву. Сел со мной и мой адъютант ... Двукратная попытка поднять самолет в воздух не увенчалась успехом. Тогда летчик Кашуба, чтобы не перегружать самолет, попросил меня не брать с собой адъютанта. После того как адъютант, пожав мою руку и пожелав счастливого пути, оставил самолет, нам удалось, наконец, оторваться от земли…»
От земли то оторвались, но до аэродрома не долетели, сели на вынужденную на нашей территории, перелетев линию фронта.
Он летал на «Дугласе» к партизанам, забрасывая грузы и диверсантов. Крым, Прибалтика, Белоруссия – более двух сотен боевых заданий на полеты в глубокий тыл противника, когда тебя может встретить все, что угодно и в воздухе, и на земле. Бывало и так, что самолет подбивали, как случилось один раз, когда Кашуба должен был забросить в тыл парашютистов, а в итоге пришлось садиться на вынужденную и вместе с десантом выбираться в безопасное место.
В декабре 1944 года Кашуба отправился в очередное боевое задание. На этот раз летел к югославским партизанам. Из вылета самолет и экипаж не вернулись. До места назначения они не добрались.
И только через много лет в карпатских лесах на его разбитый самолет наткнулись геологи, занимавшиеся изысканиями и пробиравшимися через буковый лес.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.