Загадочные символы на баженовских постройках в Царицыно всегда были предметом обсуждения. Некоторые исследователи и краеведы искали тайные знаки масонов, к которым принадлежал Баженов, видели в декоре зашифрованные указания на скрытые библейские истины. Менее романтично настроенные эксперты говорили о более прозаических истоках орнамента, используемого Василием Баженовым. Но мало кто в действительности изучал происхождение этого орнамента, а у него, оказывается, любопытная история.
Присмотримся к знакам, украшающим Большой мост через овраг. Это очень красивое сооружение. Центральная часть фасадов моста обыграна Василием Баженовым как фасад готического собора с главным центральным порталом и меньшими боковыми с подобиями готической розы (окно-розетта) над ними. В декоре мы видим перекрещенные ромбы, зигзаги, круги и квадраты. Таится ли за ними какой-то смысл для человека посвященного?
Начнем с того, что смысл действительно есть. В свое время на это обратили внимание научные сотрудники музея, среди них - Павел Ермолов, старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно». В одной статье он точно определил источник символов Большого моста: узоры полотенец, именуемых рушниками.
Баженов заимствовал орнаменты из традиционных народных источников. В России такие фигуры встречаются в резных узорах крестьянских домов, в вышивке народных сарафанов, рубах и скатертей, в росписи домашней утвари. Подобные виды орнамента имеют многовековую традицию.
Используем выводы Павла Ермолова как подсказку и посмотрим, как эти символы объясняют исследователи традиций. Очевидно, что кресты в круге и многолучевые звезды – это солярные символы. Зигзагообразные полосы означают воду, ромбы с точками – засеянное поле. Совершенно понятное послание: образ крестьянских полей, орошаемых дождем и плодоносящих силой Солнца. По сути – это охранные символы, приносящие счастье и покровительствующие плодородию. И в этом смысле мост выходит «свадебный» и праздничный, ибо с этой темой чаще всего были связаны традиционные рушники.
Знал ли архитектор все эти значения орнаментов? Для него глубинный смысл древней символики был не столь важен, скорее важно было то, что древние орнаменты в его эпоху ассоциировались с «готической» древностью, национальным средневековьем. Поэтому своим украшением он стремился придать сооружению традиционный древнерусский колорит. Архитектура Баженова – это игра образами и смыслами.