Того - крошечная и самая нищая страна в мире. Потому что это бывшая африканская колония проигравшей две Мировые войны Германии. Потому что в ходе переделов мира потеряла половину территории. Наконец, хотя бы потому, что ее ВВП низок, а экспорт в пять(!) раз меньше импорта.
Так утверждает МИФ.
Правда, это на первый взгляд, если сравнить с большинством других стран мира и региона. Да, африканские страны вообще бедны, а страны побережья Гвинейского залива, которых сильнее всего ограбили западные колонизаторы, особенно. И правда, что колонии Германии пострадали больше других.
Но знакомство с уровнем жизни народа Того не оставляет от этого мифа камня на камне.
А что на самом деле-
Потому что по уровню жизни это отнюдь не нищая, а третья страна региона, лишь немного уступающая *шоколадному гиганту* Кот-д-Ивуар[1] (Берегу Слоновой Кости) и вчетверо богаче *сверхдержавы Африки*- Нигерии. Люди там живут гораздо лучше, чем во всех соседних золотодобывающих странах.
*Откуда дровишки*.
Недра страны небогаты. Есть немного золота, марганца, алюминий, бокситы, графит, доломиты, железо, уран и хром. В промышленных масштабах добываются только фосфаты, но и их запаса недостаточно, даже для обеспечения соседей по региону. Гораздо важнее совсем другой ресурс.
Страна вытянута на 579 км с юга на север, узкой полосой (не шире 160 км). Северную часть страны занимают равнины, центральную часть невысокое плато, на юге опять низменности и невысокие глыбовые горы. Самой длинной рекой является Моно, её длина 467 километров. Река течёт на юг.
Это хороший транспортный коридор между побережьем и внутренними странами.
Торговцы и контрабандисты.
80% товарооборота страны приходится на столицу и основной порт - Ломе. Казалось бы - вот они, главные морские *ворота* для Буркина Фасо[2]. Но нет, на буркинийский приходится лишь 10% торговли. Больше вывозится в Камерун (вдвое) и даже в далекий Ливан. Допустим, это вывозят фосфаты, на удобрения..
Но еще непонятнее, для кого ввозится огромное количество нефтепродуктов ( их стоимость вдвое больше всего экспорта страны), а также европейской и восточноазиатской техники (импорт Того больше экспорта в пять раз!), которая *бегает* на этих нефтепродуктах. Явно не для самих тоголезцев.
Это тоже часть транзита, только ввоз его легален, а вывоз - снабжение боевиков Нигера[3] и Мали - нет.
*Германский штык*.
И эти традиции нелегального транзита появились в Того не вчера, пути давно отлажены. Транзитную железную дорогу вдоль всей страны с севера на юг построили еще немцы. *Железный канцлер* Отто фон Бисмарк считал приоритетом для Пруссии не завоевание заморских колоний, а борьбу с Австрией за Германию и Балканы[4].
Однако для *Тоголенда* он сделал исключение, как для *штыка, вбитого в сердце франко-британской Африки*. По нему пошли тайные поставки оружия как мятежным ашанти британской Ганы[5], так и буркинийским государствам, и даже далее - по всей французской Западной Африке, отвлекая сверхдержавы от европейских дел.
В ответ Англия и Франция создали Антанту, а победив - расчленили Тоголенд (1919г).
Наследники Бисмарка.
Но вбитые *железом и кровью* традиции транзитной торговли (и контрабанды) не исчезли. И после 1960 года, когда французская часть Того (английская осталась в составе Ганы) обрела независимость, там правил *торговый интернационал*: вначале бразилец, затем африканский поляк..
А в 1967 году вождь доминировавшего в стране воинственного языческого племени кабье народа гур, контролировавшего транзитный путь на север, Гнассингбе Эйадема перебил как западников, так и коммунистов. Он запретил все партии, кроме своей и стал вечно единогласно переизбираемым президентом на 38 лет.
А после 2005 года, когда он все же умер, там правит его сын, Фор Эссозимна Гнассингбе.
*Блестящие* перспективы.
В отличие от отца, который был профессиональным военным (что не мешало ему быть в 80-е годы председателем экономического совета стран Западной Африки), сын имеет блестящее экономическое образование. Но курс страны тем более неизменен: хорошая жизнь при *низком* ВВП.
Мировые запасы доступной нефти закончатся в ближайшие десятилетия, газа - к концу 21 века. *зеленая энергетика* не покрывает (и не покроет) более 4-5% энергопотребления человечества. Поэтому скоро миру правила будут диктовать те, кто добывает уран (в том числе нынешние контрабандисты Нигера).
Вывоз нигерского урана через Того может стать легальным, а не в мешках с надписью *фосфаты*.
Спасибо за Подписки, Лайки, Комментарии. Ссылки: [1][2][3][4][5]. Ранее>Что ждёт Гану, или Как стать королём> Далее>Империя Банту: государство-призрак. Ещё>Что ждёт Нигер>