В предыдущей статье мы уже познакомились с французским подходом к облику современного эсминца начала 20-х годов ХХ века. По мнению представителей французского флота, это должен был быть относительно крупный быстроходный корабль с мощным артиллерийским и торпедным вооружением, способным решать различные задачи, как правило, на Средиземноморском ТВД. Сразу отметим, что французы были не одиноки в стремлении обновить свой парк эсминцев, но надо отдать им должное – они были практически первыми среди европейских стран, которые приступили к коренной модернизации своих миноносных сил. Хотя, возможно, в данном ключе лучше подойдет термин не «модернизация», а «восстановление» или «возрождение».
Свои первые суперэсминцы типа «Ягуар» французы начали строить по программе 1922 года, заложив серию из шести кораблей, первые из которых вошли в строй весной 1926 года. Причём практически одновременно по той же программе 1922 года было заложено 12 «стандартных» французских эсминцев (миноносцев по французской классификации) типа «Бурраск», имевших более скромные размеры и скорость, но также оснащённых мощным вооружением, как и «ягуары». За этими кораблями последовали новые, строившиеся примерно в таком же темпе по следующим программам и усовершенствованным проектам.
Вполне обоснованный подход к строительству боевых кораблей, применяемых в разных странах! Для примера, можно вспомнить Великобританию, которая только в 1924 году приступила к выработке «новых» подходов на двух экспериментальных эсминцах («Амазон» и «Амбускейд»), а переход к серийному строительству послевоенных эсминцев произошел по программе 1927 года, когда были заложены первые ЭМ типа «Акаста» (лето 1928 года). В то же время в США работы над проектом эсминца нового поколения начались только в первой половине 1928 года, и сразу были приостановлены из-за отсутствия финансирования. К работам вернулись только в начале 1930 года, когда к марту 1931 года был готов проект будущего «Фаррагута».
Если же вновь вернуться в Европу, то Германия на тот период ещё не «задумывалась» об эсминцах, ограничившись постройкой миноносцев типа 1923 (тип «Мове»). Это были корабли "миноносного" класса, которые больше напоминали боевые единицы Первой мировой (водоизмещение 890-900 т, вооружение 3-105-мм/45 орудия, 2х3-533-мм ТА, 32-33 узла), и они не рассматривались как серьёзные соперники у соседей. Как мы помним, к постройке кораблей класса «эсминец» немецкий флот приступил только в 1934 году.
Ещё одной европейской страной, которая не просто не забыла про миноносный флот, а активно его развивала, была Италия. Успехи эсминцев (бывших скаутов) типа «Карло Мирабелло» вдохновили итальянских конструкторов на закладку уже в 1921 году трёх ЭМ типа «Леон», за которыми последовали эсминцы типа «Селла», «Сауро» и «Турбине». Отметим, что это были корабли водоизмещением около 1 200 т и с вооружением из 4-120-мм орудий, к тому же по каждому из проектов было построено 2-4 корабля. Исключение составляли ЭМ типа «Леон», которые иногда относили к лидерам, возможно, из-за усиленного вооружения (4х2-120-мм/45). И как раз для борьбы с этими кораблями французы решили создать свои суперэсминцы. «Укрупнённым» продолжением этих серий кораблей стали эсминцы типа «Навигатори», которые, однако, считают «итальянским ответом» как раз на французские «ягуары» и «гепарды». Таким образом, вопрос о том, кто спровоцировал «морскую гонку вооружений» по классу «эсминец - лидер» остаётся без ответа.
Развитию эсминцев уделяли внимание не только европейские страны, Япония оказалась ещё одной страной, которая не стала устраивать «миноносные» каникулы. Видимо, японские адмиралы хорошо запомнили роль и возможности миноносцев и эсминцев в морских сражениях и планировали не упускать темпов их строительства. Использовав наработанный в годы Первой мировой войны опыт, в том числе при создании эсминцев для ВМС Франции, японской промышленности удалось организовать серийное строительство эсминцев типа «Миникадзе», «Камикадзе», «Мутсуки», а главное, приступить к проектированию эсминцев «специального типа», которые должны были поддерживать флот на большом удалении от баз.
В проекте «Ягуара» (водоизмещение 2126 / 2700 т, скорость 35,5 узла) французские конструкторы применили продольную систему набора корпуса. Первый «суперэсминец» получил пять 130-мм/40 орудий образца 1919 года и две 75-мм зенитки, которые были размещены в диаметральной плоскости, как и два трёхтрубных торпедных аппарата. Характерно, что уже на первом типе французских контрминоносцев выявилась низкая скорострельность орудий ГК (всего 4-5 выстр./мин), которая в дальнейшем станет отрицательной «визиткой» большинства кораблей этого класса.
За проектом «Ягуара» последовали эсминцы типа «Гепард» (6 единиц), на которых окончательно «прописался» новый калибр орудий – 138,6-мм, а вот торпедное вооружение осталось без изменений. Но переход на новые пушки (обр. 1923 года) и новый калибр не привёл к увеличению их скорострельности (около 5-6 выстр./мин). Как видим (табл.1), новые эсминцы, имея стандартное водоизмещение 2436 т, по своему полному водоизмещению уже превысили планку в 3000 т, однако остались неплохими ходоками. Устанавливаемая ГЭУ мощностью 64 000 л.с. позволяла обеспечить проектную скорость 35,5 узла, более того, корабли этого типа показали на испытаниях скорость от 38,4 до 40 узлов. Однако слабая огневая мощь и примитивная СУО ГК не позволяли считать эти корабли удачными. И если учесть, что с кораблей вскоре сняли бомбометы, что снизило их противолодочные возможности, то область их практического применения была откровенно низка.
Эсминцы типа «Гепард» строились двумя группами (А и В) по двум кораблестроительным программам – 1925 и 1926 года и по сути являлись первой серией «2400-тонных» французских «четырёхтрубников». Второй серией четырёхтрубных суперэсминцев стали корабли типа «Эгль», который строились по программе 1927 года также двумя группами (С и D).
Суперэсминцы типа «Эгль» были очень близки к «гепардам», а их основное отличие заключалось в новых 138,6-мм орудиях образца 1927 года. Новые пушки были разработаны с учётом немецкого опыта, имели клиновой затвор и теоретически должны были обеспечить скорострельность до 12-15 выстр./мин. Именно с целью повышения скорострельности 138,6-мм орудий на кораблях этого типа впервые появились кольцеобразные лотки вокруг орудий главного калибра, совершенствовалась и СУО – впервые на «2 400-тонниках» установили стереодальномеры.
Несмотря на практически одинаковые параметры ГЭУ в данной серии были и отличия. Это касается двух эсминцев группы «D», энергетическая установка которых имела повышенные параметры пара. В итоге новая энергетическая установка (для эсминцев «Милан» и «Эпервьер») оказалась более мощной (68 000 л.с. против проектных 64 000 л.с.), экономичной, что привело к увеличению дальности плавания, а также обеспечила кораблям прирост в скорости. По данным А.Дашьяна, эсминец «Милан» развил 41,94 узла против 41,2 у ЭМ «Жерфо» (четвёртый корабль серии «С») или против 38,66 узла у головного «Эгль». Два эсминца серии D получили усиленное торпедное вооружение – 1х3 и 2х2-550-мм ТА, два из которых устанавливались побортно.
Третьей (последней) серией французских «четырёхтрубников» стали суперэсминцы, или как их называли – «контрминоносцы» типа «Вокелен». Шесть кораблей этого типа (группа «Е») строились в рамках двух программ (1928 и 1929 годов) по проекту, близкому кораблям типа «Эгль» (группа «С»), то есть без экспериментов с ГЭУ. Правда это им не помешало показать довольно хорошую скорость хода: на испытаниях «Шевалье Поль» развил скорость 39,83 узла, а «Кассард» – 42,85 узла. Состав вооружения и оборудование кораблей соответствовало их предшественникам.
Шесть суперэсминцев типа «Ле Фантаск» стали завершающей (пятой) серией французских «контрминоносцев». Считается, что эти корабли, построенные по программе 1930 года, являются вершиной развития класса, и именно в них было достигнуто оптимальное сочетание огневой мощи и скоростных качеств при небольшом увеличении водоизмещения в сравнении с предшественниками. Изменился и силуэт – французы наконец-то закончили со своей «исторической» тягой к большому количеству труб, на этот раз лидер получил всего две трубы, также изменилось размещение артиллерийских установок ГК. Их всё также осталось пять, но орудие № 3 было перенесено на кормовую надстройку, что изменило компоновку всего корабля. Основные отличия новых кораблей состояли в изменении артиллерийского вооружения и ГЭУ. В качестве орудий главного калибра на «фантасках» были установлены 138,6-мм/40 орудия образца 1929 года, которые при том же количестве стволов за счёт повышенной до 12 выстр./мин скорострельности превзошли не только своих предшественников, но и британские эсминцы (по весу бортового залпа).
Эксперименты на эсминцах типа «Эгль» (группа «D») тоже не пропали даром – все эсминцы типа «Ле Фантаск» на испытаниях развили скорость свыше 40 узлов. Интересно, что головной «Ле Фантаск» оказался самым тихоходным – «всего» 42,71 узла, а вот «Ле Террибле» побил все рекорды – 45,03 узла! Вот вам и энергетическая установка с повышенными параметрами пара.
И, наконец, на основе отработанных вариантов суперэсминцев, количество которых составило тридцать единиц, создаётся проект «Могадора»! Здесь надо признать, что создание такого количества крупных эсминцев, больше похожих на лидеры, не осталось незамеченным «партнерами» Франции.
Великобритания недолго оставалась в «спячке» и с 1928 года приступила к серийной закладке и строительству новых эсминцев, причём также не ограничивалась единичными экземплярами, строя по 8-9 однотипных эсминцев, при этом для каждой из «алфавитных» серий в строй вводился лидер эсминцев! Последовательно наращивая количество новых эсминцев в своем флоте, британское Адмиралтейство, освоив за предвоенное десятилетие серийное строительство «стандартных» эсминцев от «Акасты» (журнал Navygaming, № 6(35) /2019) до «Галанта», к 1934 году заложило и несколько лидеров. Одним из которых стал Н03 «Гренвилл», по его проекту к 1937 году было построено 3 единицы. Интересно, что вскоре после «Гренвилла» британцы заложили довольно большую серию эсминцев типа «Трайбл», практически отказавшись от постройки лидеров в дальнейшем. И, надо признать, эти эсминцы были гораздо ближе своим французским конкурентам-лидерам, и это не удивительно, так как по первым расчётам они должны были стать лидерами ЭМ. Эсминцы типа «Трайбл» имели стандартное водоизмещение 1 960 т (полное – 2 520), отличались мощным артиллерийским вооружением, первая серия получила четыре спаренных 120-мм/45 орудия (последующие – 3х2-120-мм/45), и высокой скоростью хода (36 узлов). Правда они оказались достаточно дорогими, поэтому неудивительно, что в дальнейшем британцы перешли к постройке более дешёвых эсминцев проекта «J», «K», «N». Исходя из этого, нам представляется неверным сравнение «Могадора» с британскими лидерами типа «Гренвилл», которые ближе к французским эсминцам «1 700-тонного типа».
Как мы помним, главным противником французского флота и эсминцев в частности считался итальянский флот, именно для борьбы с итальянскими эсминцами строились французские контрминоносцы. И определённые основания для этого были – итальянцы, как и французы, в начале 20-х годов ХХ века активно увеличивали количество эскадренных миноносцев в своём составе. Правда, в отличие от французов, итальянцы первоначально делали ставку на небольшие эсминцы, приспособленные для действий главным образом в акватории Средиземного моря. Но в ответ на французские программы строительства «контрминоносцев» итальянские эсминцы также стали увеличиваться в размерах. Например, двенадцать эсминцев типа «Навигаторе» имели стандартное водоизмещение 1 935-2 125 т (полное – 2 580-2 288 т), то есть в пределах водоизмещения французских «Ягуар» / «Гепард». Но затем на несколько лет итальянцы вновь увлеклись 1 400-тонными эсминцами, и только в 1937 году были заложены первые эсминцы типа «Солдати» (12 единиц), которые были довольно крупными по итальянским меркам. Стандартное водоизмещение этих эскадренных миноносцев достигло 1 830 т (полное – 2 460 т), в то же время они обладали проектной скоростью 38 узлов и вооружались двумя спаренными 120-мм артиллерийскими установками.
К середине 30-х годов активизировалась и Германия, и если в конце 20-х годов ей нечего было противопоставить британским, французским и американским эсминцам, то к концу 30-х годов ситуация резко стала меняться. С 1937 года в состав Кригсмарине стали поступать первые германские эскадренные миноносцы типа «Леберехт Маас» (Navygaming, № 3(32) / 2019), причём это были довольно крупные корабли со стандартным водоизмещением более 2 000 т (2 170-2 230 т). А последовавшие за ним эсминцы типа 1936 (головной заложен в 1936 году) имели стандартное водоизмещение 2 400 т. Кроме крупных размеров немецкие эсминцы этих проектов получили мощное артиллерийское вооружение – 5-127-мм/45 орудий, калибр наиболее близкий к французским 130-138,6-мм орудиям.
Говоря о лидерах (или «лидероподобных» эсминцах), которые в середине 30-х годов вступали в строй флотов европейских стран, нельзя не вспомнить и советский флот. К середине 30-х годов СССР смог на замену устаревшим «новикам» организовать серийное строительство современных эсминцев типа «Гневный» (проект 7) и более крупных эсминцев типа «Сторожевой» (усовершенствованный проект 7у). Но на этом в СССР не остановились, и чтобы не отставать от «заграницы» были разработаны проекты лидеров. В итоге к 1936 году в строй советского ВМФ вошел лидер «Ленинград» (проект 1), головной в серии из трёх единиц, а в 1938 году – лидер «Минск» (проект 38), головной в серии из двух единиц. В дальнейшем работы продолжились, что привело к появлению в составе нашего флота лидера «Ташкент» (о его строительстве рекомендуем прочитать специальный выпуск журнала Navygaming).
Советские лидеры проектов 1 и 38 имели стандартное водоизмещение 2 030-1 950 т (полное 2 580-2 590 т), были довольно быстроходными (скорость до 40 узлов) и несли мощное вооружение из пяти 130-мм/50 орудий Б-13. Для советского флота эти корабли были знаковыми, но как это часто бывает для новых кораблей, имели много недостатков и проблемных мест, связанных с отсутствием опыта проектирования и постройки.
Не избежали увлечения лидерами и за океаном. После постройки серии эсминцев типа «Фаррагут» американцы всерьёз занялись постройкой лидеров для своего флота. Первые четыре корабля типа «Портер» были заложены в 1933 году (на год раньше «Могадора»), вторая четверка – в начале 1934 года, при этом все восемь единиц были переданы флоту в 1936-1937 годах (на два года раньше «француза»). В итоге этот опыт так и остался единственным – больше американский флот не заказывал себе лидеров эсминцев.
А вот Япония, методично совершенствуя свой миноносный флот, на этот раз не стала копировать европейский опыт и тратить ресурсы на создание лидеров эсминцев. Создав в середине 20-х годов важный задел в разработке нового эскадренного миноносца для своего флота в виде эсминцев «специального типа» (типа «Фубуки»), японцы приступили к совершенствованию проекта. Проектируя «Фубуки», «Хатсухару», «Сиратцуи» японское военно-морское руководство ещё старалось придерживаться договорных обязательств, ограничивая водоизмещение эсминцев в «пределах 1 500 т». Но эсминец «Кагеро», заложенный осенью 1937 года, стал первым, при проектировании которого ограничения были сняты, что сразу отразилось на его размерах (водоизмещение – 2 030 т). По нашему мнению, именно эсминцы этого типа с шестью 127-мм/50 орудиями в трёх башеноподобных установках были ближе всего по своим размерам и возможностям к «Могадору», по времени закладки и ввода в строй. Таким образом, как показал наш обзор, у «Могадора», несмотря на специфические возможности, было довольно много иностранных «оппонентов». И в одной из последующих публикаций мы попробуем (возможно) сравнить французский корабль с его иностранными "одноклассниками".
Тему продолжим, следите за публикациями и новыми выпусками журнала Navygaming....
Более подробно с особенностями конструкции, ТТХ и боевой службы французских суперэсминцах типа "Могадор" вы ВСКОРЕ сможете познакомиться в новом выпуске журнала Navygaming (№5(46)/2021).
Источники: Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галея Принт», 2013 – 168 с.; Кофман, В. Лидеры типа "Могадор" /В.Л.Кофман// Морская коллекция.- №8(107) - 2008. - 32 с.; Lassaque J. Les contre-torpilleurs de 2800 tonnes du type Mogador; Marines, Bourg - en- Bresse, 1996.- 100 p.; материалы сети Интернет
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь комментариями, дальше будет не менее интересно. Кто желает - может поддержать проект: