Изначально планировалось, что это мероприятие будет полноценной экскурсией на Смоленскую атомную электростанцию (САЭС) в Десногорске с тремя реакторами РБМК-1000 общей мощностью 3000 МВт.
Такие же реакторы были установлены и на печально известно Чернобыльской АЭС, а с некоторых фото - ракурсов САЭС даже называют "двойником" ЧАЭС.
Но ситуация с эпидемиологической обстановкой внесла свои коррективы, и руководство АЭС в последний момент изменило программу мероприятия, тщательно заботясь о безопасности очень ценных кадров - инженеров, обслуживающих атомную станцию и стоящих на страже безопасности производственных процессов.
А безопасность в атомной энергетике -это краеугольный камень и всё подчинено именно ей.
Поэтому, вместо визита на станцию мы пошли в не менее интересное место - учебно-тренировочный центр Смоленской АЭС в Десногорске.
Здесь всего в нескольких километрах от станции расположен уникальный тренажер - копия блочного щита управления энергоблока атомной станции.
Со стороны может показаться, что это большая игрушка, но на самом деле это самый полный и точный симулятор целого энергоблока.
Что такое блочный щит управления? Можно сказать, что это "святая святых" атомной электростанции. Настоящий ЦУП и мозг энергоблока. В этом месте размещены все элементы единой централизованной системы управления агрегатами энергоблока атомной станции.
Сюда стекается информация со всех систем станции и здесь же она визуализируется на огромных мониторах и приборах.
За всем этим сложнейшим процессом выработки электроэнергии с помощью энергии атома в Блочном Щите Управления (БШУ), следят всего четыре человека в смене:
- ведущий инженер реактора (слева)
- ведущий инженер турбины (справа)
- ведущий инженер блока (по центру)
- начальник смены (в центре зала)
Левая половина (крыло) щита отвечает за реактор, правая за турбину и центральная за связку реактор - турбина.
Количество измерительных приборов, сигнальных ламп и мониторов просто удивляет.
Именно здесь происходит регулярная переподготовка и лицензирование ведущих инженеров на допуск к работе в БШУ на энергоблоке САЭС.
В процессе обучения и последующих экзаменом, для работников станции постоянно моделируются различные чрезвычайные ситуации на САЭС.
Инженеры же БШУ должны выбрать наиболее безопасное и правильное решение ситуации за кратчайшее время.
Задача эта очень сложная, обучение на ведущего инженера реактора или турбины длится около 9 месяцев.
А общее количество часов профессиональной переподготовки составляет около 100 часов в год.
Только после сдачи всех нескольких уровней тестов и экзаменов, ведущий инженер может получить допуск и лицензию от Ростеха на занятие уже "боевого" поста на конкретном энергоблоке станции.
Интересно, что инженеры реактора и турбины проходят совершенно разное обучение и не могут друг друга заменить на станции в случаи нештатной ситуации.
Дальнейший карьерный рос у них - стать инженером блока, а предел мечтания ведущих инженеров БШУ - начальник смены. Но для этого надо пройти все ступени обучения на БШУ - слева, справа, центр и только тогда получится попасть в кадровый резерв.
На освоение такой профессии инженера-атомщика уходят не годы, а целые десятилетия. Настолько сложный и долгий процесс.
Визит в учебный центр отличается от посещения действующего энергоблока тем, что здесь можно попробовать самостоятельно поуправлять реактором и посмотреть как меняются параметры работы энергетической установки при введении или выведении управляющих графитовых стержней в ТВЭЛ-сборки.
На мониторах сразу видно как реактор переходит в нестабильное состояние при выполнении не совсем правильных действий. А еще можно понажимать так называемую "красную кнопку" или по научному АЗ - автомат защиты. Это когда параметры реактора или энергоблока выходит из нормального режима в недопустимый, начинают мигать разные кнопки на панелях и звучит сирена.
Но на самом деле, на современно уровне развития безопасности в атомной отрасли, умышленно вызвать события аналогичные Чернобыльским уже невозможно. Создана многоступенчатая система защиты реакторов РМБК-1000 от выхода в нестабильный режим и реактор будет остановлен автоматикой задолго до развития самых негативных последствий.
Но при этом, как у человека профессионально связанного с ИТ уже более пятнадцати лет, меня не оставлял один вопрос - почему с современным уровнем развития технологий нейросетей и алгоритмов, имея огромную базу моделей чрезвычайных и нештатных ситуаций, до сих пор не реализовали и не внедрили полностью автоматизированную систему управления энергоблоков без вмешательства человека?
Оказалось, что ответ здесь кроется не в сфере безопасности, здесь как раз автоматика давно уже успешно внедрена с многими уровнями защиты. Ответ находится в области экономики.
Задача операторов БШУ - поддерживать оптимальную мощность энергоблока не допуская снижения тепловой мощности или перерасхода топливных элементов. Операторы должны управлять равномерным сжиганием ядерного топлива во всех ТВЭЛах и при этом не допускать скачков мощности.
Топливные элементы стоят значительных денег и их внеплановая замена влияет на стоимость выработки электроэнергии на конкретной станции.
А уровень развития информационных систем и количество влияющих на процесс параметров пока не позволяет автоматизировать этот сложнейший процесс.
Автоматика при отклонениях может заглушить реактор, что вызовет многомиллионные убытки при повторном запуске для Росэнергоатома.
Завершая наш интересный визит, мы поговорили с будущим ведущим инженером реактора о том, что он думает про аварию ЧАЭС. Что по его мнению там было сделано не правильно и возможно ли воспроизвести эту ситуацию на этом тренажере. Ответ оказался очень сложным - причиной той аварии была совокупность огромного количества факторов и приказов с разного уровня от Москвы и до Киева.
То, что произошло в БШУ - это не вина операторов. За прошедшие 35 лет с момента той аварии, реакторы РБМК-1000 прошли многократные доработки и улучшения и отработав свой срок постепенно выводятся из эксплуатации. На смену же им приходят более современные ВВЭР-ТОИ.
А для того чтобы таких аварий больше никогда не повторялось в таких местах работают только специалисты высочайшего уровня, которые проходят непрерывные проверки.