Джек Лондон, великий романтик Севера и Юга, непревзойденный мастер историй о сильных мужчинах и женщинах, противостоящих суровой природе и темным сторонам цивилизации. Само его имя звучит синонимом романтики первооткрывателей и покорителей природы. Однако мало кто знает, что помимо этого Джек Лондон — еще и один из первооткрывателей фантастического жанра, причем одного из самых популярных современных фантастических направлений — постапокалиптической антиутопии.
В принципе, я уже давно знал, что у Лондона есть повесть «Алая чума» (написанная в 1912 году), рассказывающая о жизни на Земле, опустошенной смертельной болезнью, собственно «алой чумой», но все как-то не доходили руки ее прочитать (а почему, собственно, «руки не доходили»? Странное выражение, если подумать, логичнее было бы тут говорить о глазах. Ну да ладно). На днях я решил этот пробел восполнить… И, надо сказать, результат превзошел все ожидания.
Почему-то я полагал, что в повести пойдет речь о маленькой группке быстро теряющих остатки цивилизованности людей, выживающих на руинах былого величия, погружаясь в мрак каменного века. Собственно, завязка повести именно такова — мальчишки, которых мало уже что отличает от мальчишек неолита, охотятся в лесах Калифорнии, а с ними бродит последний живой свидетель катастрофы — дряхлый старик, когда-то бывший профессором в университете.
Однако основная часть повести посвящена все же не перипетиям выживания в этом дивном новом мире, а рассказу старика о том, как рухнул старый. И вот что я вам скажу: Джек Лондон - это вам не какой-нибудь современный полуфабрикат ЕГЭ, штампующий на самиздатовских сайтах свой наполненный стрельбой и беготней «постап» с «продами». Джек Лондон, как ни крути, это великий писатель, а, как известно, талантливый человек талантлив во всем.
Когда читаешь рассказ старика Грэнсера о падении человеческой цивилизации, возникает два ощущения. Во-первых, на поверхности - это то, что, не считая нескольких несущественных анахронизмов (в повести чума приходится на 2013 год, а в небе летают дирижабли), повесть совершенно «вне времени» - ее можно запросто опубликовать с минимальной редактурой на том же любом «самиздате» как современных постап, и, готов поспорить, вряд ли кто-то догадается, что написана она без малого 110 лет назад! Во-вторых, это то, что даже несмотря на ограниченный объем, и как следствие, некоторую поверхностность персонажей, картина стремительно погибающего мира Лондон описывает так, что буквально мороз по коже продирает.
Полный хаос, тела на улицах, пожары, банды мародеров, люди, с которых в один миг слетает легкая кисея «цивилизованности», которые хотят только одного — выжить, любой ценой, и все равно умирают, умирают… Кто-то от болезни, а кто-то — и от пули грабителя или просто испуганного человека.
Да и участь немногих выживших тоже, прямо скажем, не радует. Варварство — уже внуки того же Грэнсера очень мало чем отличаются от героев, скажем, «Борьбы за огонь» Рони-старшего, а уж об интеллектуальном уровне их потомков и думать грустно. Вроде бы надежда и есть, но когда еще эти новые дикари сумеют снова встать на путь к цивилизации…
Пожалуй, «Алая чума» - это тот редкий случай, когда в одном произведении могут сойтись интересы поколений и субкультур, которые в остальном живут в практически не пересекающихся вселенных. При всем разнообразии современной фантастики все-таки основных направлений в ней не так много, и всегда интересно прочитать произведение, ставшее фундаментом одного из них.
#фантастика #постапокалиптика #литература #классика #писатели #книги