Музейщики могли спасти главный храм Иркутска, но отказались это делать – почему это произошло?
Привет, друзья! В августе 1932 года был разрушен один из главных храмов Русской Православной церкви – Иркутский казанский кафедральный собор.
Он был построен и освящен в 1895 году. В то время это было одно из самых грандиозных сооружений в стране. Храм вмещал одновременно 5 тысяч прихожан. А высота его достигала 60 метров (примерно 20-этажный дом).
Собор строился в течение 19 лет. Изначально на его возведение астрономическую сумму в 250 тысяч рублей пожертвовал иркутский золотопромышленник Ефим Кузнецов. Всего же на его строительство и на внутреннее убранство была потрачено почти миллион рублей.
По свидетельству современников, храм был изумительной красоты. Казалось, что он вобрал в себя всю мощь и богатство окружающих мест.
Неурядицы у Казанского собора начались вместе с наступлением революционных событий в России.
Средств на содержание храма стало не хватать, и огромное здание стало постепенно ветшать.
В 1919 году в соборе было разрушено паровое отопление, и службы в нем стали совершаться только в теплое время года.
В 1920-х годах в ограде храма была устроена спортивная площадка, на которой иркутяне играли в футбол. При этом была выбита часть стекол.
Вместе с этим в иркутском обществе велась активная антирелигиозная пропаганда. В газетах то и дело печатались призывы к ликвидации собора.
В 1930 году храм был окончательно закрыт. А еще через два года было принято решение о его сносе.
Окончательно Иркутский Казанский кафедральный собор был уничтожен в августе 1932 года. Причем, потребовалось несколько взрывов, чтобы его разрушить.
Очевидец иркутский писатель Дмитрий Сергеев в своей повести «Залито асфальтом» описал это событие так: «Взорванный собор упрямо сопротивлялся истреблению. Кирпичи в его стенах так крепко были связаны раствором, что их легче было разломить, чем отделить друг от друга».
После взрывов бригады рабочих еще в течение долгого времени вручную разбирали обломки собора.
В конце концов, остатки битого кирпича и прочий мусор, не пригодный более ни для какого использования, ушел на бутовку площади, на которой раньше стоял храм.
«Когда собор разрушили, то уровень центральной иркутской площади от битого кирпича поднялся на один метр», – отметил в книге «Иркутская земля: яркий подчерк светописцев» историк Рудольф Берсенев.
…Справедливости ради надо сказать, что у Казанского собора была альтернативная судьба!
Дело в том, что перед тем, как его разрушить, власти Иркутска предложили использовать величественное здание в качестве музея. Но музейщики и специалисты по охране памятников отказались от этого, сославшись на то, что храм не имеет исторической ценности.
Приводим соответствующий документ – служебную записку на имя городского архитектора Г.Н. Гарбуза от 3 января 1932 года:
Многие церковные объекты в других городах удалось спасти, переоборудовав их в наглядные пособия пропаганды.
Например, Одигитриевский кафедральный собор в соседнем Верхнеудинске (современный Улан-Удэ) пережил антирелигиозную компанию в качестве Антирелигиозного музея.
Иркутскому обществу также была предоставлена подобная возможность, которой, к сожалению, не воспользовались.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.