На страже покоя и чести британской королевы наряду с обычными авианосцами, эсминцами и подлодками третий век несут службу и десятки каменных фрегатов. И это не те фантастические сооружения, которые присутствуют на заставке статьи.
Все гораздо проще, прозаичнее и логичнее. Флот для Великобритании всё. Почти всё. Со времен Елизаветы Англия-это страна, построенная вокруг флота. Но не совсем. Море в Англии отделено от суши. Всемогущие британские адмиралы сухопутными крысами не командовали и на недвижимость не претендовали.
Все флотские службы англичане стремились размещать в море, на своих кораблях. Благо у владычицы морей ежегодно уходили в отставку старые корабли, которые превращались в плавучие склады, тюрьмы, морские школы, казармы и т.д. Адмиралтейство убивало целый выводок зайцев- крепкие еще корпуса не надо было разбирать или топить, они продолжали служить Англии; недостаток земли на небольшом острове и дороговизна недвижимости компенсировался плавучими домами; с судна гораздо труднее сбежать, что немаловажно с учетом принципа комплектования Ройял Флита; судно легче охранять-кругом вода; все свое-свое и рядом.
В итоге в основных британских портах выросли целые микрорайоны халков, корабельных остовов, используемых в деятельности флота.
Однако времена менялись. И нравы тоже, вместе с обычаями. В 1880 году разросшийся в размерах инженерный учебный колледж HMS Marlborough перебрался-таки на берег, заняв несколько зданий в Портсмуте. Он стал первым "каменным фрегатом" Королевского флота, сохранив полное флотское наименование-HMS Marlborough.
Одна из военно-морских школ в том же Портсмуте, основанная в 1830 году, расширилась на три корабля, но в 1891 году все равно была вынуждена съехать на берег, на Китовый остров, сохранив имя-HMS Except. Там же тогда обосновалась и школа HMS Excellive.
К 1914 году в составе Королевского флота было 25 таких каменных фрегатов, имеющих статус военных судов. Хотя они и располагались уже на суше, но находились в юрисдикции Адмиралтейства.
До сих пор этот обычай сохраняется в бывших доминионах-в Королевских Канадском, Австралийском, Индийском и Новозеландском флотах.
Другая разновидность каменных фрегатов-береговые крепости, обороняемые флотом. Их первое появление относится к январю 1804 года, когда Королевский флот оборудовал себе крепость на скале Diamond Rock возле французской Мартиники, откуда всеми средствами мешал французам жить. Командовать каменным фрегатом HMS Diamond Rock коммодор сэр Сэмюэл Худ назначил первого лейтенанта Джеймса Уилкса Мориса.
7 февраля 1805 года Худ официально уведомил Адмиралтейство о вступлении в строй Королевского флота нового корабля-HMS Diamond Rock. Все британские корабли, проходя мимо него обязаны были приветствовать коллегу строго по уставу.
17 месяцев каменный фрегат контролировал судоходство в этом районе с помощью своей артиллерии. После прибытия главных сил французского флота адмирала Вильнёва, крепость 3 июня французы захватили. У гарнизона закончились вода и боеприпасы.
Статус каменных фрегатов имели также крепости на о. Вознесения (HMS Ascension), база флота в Бахрейне (HMS Juffair), Сингапур (HMS Terror, затем HMS Sultan) и т.д..
Сейчас в этом статусе действуют десятки наземных учреждений флота-учебных, исследовательских, обеспечения, авиастанций, баз, госпиталей и прочих.
P.S.
HMS Vernon, моряк с которого засветился на одном из фото в одной из галерей, был основан 26 апреля 1876 года как Торпедное отделение Королевского флота на списанном корабле этого имени (50-пушечным корабль 4-го класса 1832 года постройки). После первой мировой Торпедная школа переехала на берег и в 1996 году была расформирована.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам