Найти тему
Обзоры от Лёхи

Плюсы учиться платно. Нереклама курсов

Оглавление

В этой статье я объясню, почему считаю, что уплаченные за что-либо деньги для некоторых людей являются лучшим мотиватором.

Но сначала разберемся с тезисом "если человек хочет - то он и бесплатно освоит что-то новое".

Уплаченные деньги - не мотивируют?

Представим ситуацию - вам нужно освоить что-то новое. Это бывает, когда вы хотите повысить свои профессиональные навыки и за счет этого - зарплату.

У вас два выбора: найти информацию в интернете бесплатно и пойти на курсы платно.

Многие скажут: "Зачем платить, если все есть в открытом доступе? Только дураки платят за то, что можно освоить бесплатно!"

Отчасти они правы. Особенно при такой постановке вопроса: зачем платить, если можно не платить.

Но, лично у меня такое удавалось только один раз: когда мне, будучи стажером front-end разработчиком, надо было подтянуть знания по языку программирования Javascript. Я занимался на бесплатных ресурсах и прошел полностью нужные курсы.

Но, внимание, это обучение оплачивалось, как рабочее время. То есть компания осознанно шла на то, что в рабочий день я буду учиться. Это как если бы компания платила тебе деньги за просмотр Youtube на рабочем месте, только ты при этому занимался бы еще и полезным для себя делом. То есть ты учишься - а тебе еще и платят за это. Ну не шоколад?

Написав это, подумал про обучение на бюджете в университете со стипендией. Получается, что в какой-то момент меня было невозможно даже так замотивировать. Но это уже про осознанность при обучении.

Да, бывает такая роскошь у программистов. Но имейте в виду, меня туда брали не за красивые глаза, а с опытом back-end разработки, то есть мне надо было подтянуть отдельный навык.

В остальных случаях все мои потуги записаться на какой-нибудь более-менее полноценный бесплатный курс и его закончить обращались провалом.

Почему мне очень трудно учиться самостоятельно

С бесплатным обучением у меня все сложно.

Причина очевидная - у меня плохо с дисциплиной и самоконтролем.

Недавно смотрел видео, в котором говорилось, что желание кайфовать регулирует лимбическая система в мозгу, а в "черном теле" лимбическую систему держит префронтальная кора головного мозга и еще какая-то система. Они отвечают за целеустремленность, дисциплину и т.п.

У разных людей соотношение активности этих зон мозга разное. То есть для некоторых людей намного сложнее не кайфовать, а включить урок и делать домашние задания. А кому-то себя контролировать проще, при этом у ребят есть проблемы с получением удовольствия.

Вот так, оказывается. Внезапно, опять все мы изначально неравны.

Не верите? Вот это видео про силу воли. Канал тоже классный, про науку, мне особенно нравится рубрика "Пушка".

Вот от этого и отталкиваемся: получается часть людей может себя контролировать, а часть - не может или может с большим трудом.

А в обучении от самоконтроля зависит все. Особенно когда на одной стороне весов условные "видео с котиками", а на другой - местами непонятная лекция на 3 часа и домашнее задание после нее.

Причем вашему мозгу все равно, что скучная лекция принесет вам удовольствие в будущем, когда вы будете тратить полученные с помощью нее купюры. Нормально мозг воспринимает только стимулы в ближайшем будущем (вот сейчас съем шоколадку и будет вкусно).

В моем случае я купил 5 книжек по программированию, чтобы повысить свой скилл и не дочитал ни одной. Я пробовал ставить себе цель - читать по 10-20 страниц каждый день. Несколько дней все шло хорошо, но потом я бросал это дело.

А еще я регистрировался на бесплатные рассылки по SMM, торгам по банкротству, неймингу. Как вы думаете, сколько писем я прочитал?

Не угадали, точно больше десяти))).

Вы все еще верите, что любой может "засесть" и научиться? А похудеть тоже любой может?

Теперь я плачу за обучение

Помните, в статье про доходы я упоминал, что если вы хотите больше зарабатывать - вам надо осваивать новые знания и навыки, которые повысят вашу стоимость на рынке труда?

Я сам применяю этот подход.

На текущей работе я зарабатываю одну сумму. Для моего города этой суммы достаточно, чтобы нормально жить (не летать раз в месяц за границу, а, допустим, позволить себе колбасу не за 100 рублей, а за 200 и взять ее с собой раз в год за границу).

После обучения (оно с трудоустройством и оплачивается будущим работодателем) я рассчитываю на ЗП в два раза больше.

Кстати, получилось немного иначе, но ЗП и правда увеличилась (в два раза). Об этом я писал в другой своей статье. Так что подход рабочий.

Но, заниматься три раза в неделю и делать домашние задания меня мотивирует не то, что я буду больше зарабатывать.

Мотивирует, что в грантовом договоре указано: если соскочишь - оплачиваешь уже пройденную часть обучения.

А стоит оно 200 000 рублей и идет 3 месяца.

Сейчас уже пошел 3ий месяц и я удивляюсь своей организованности: задания сдаю первым (у меня просто есть некая фора в виде 6 лет работы программистом, а обучаемся мы тестированию, отрасли пересекаются), все лекции, которые идут три раза в неделю по 2-3 часа, посещаю без опозданий, после работы. А заканчиваю я работать в 21:00.

При этом еще в субботу веду уроки по фотографии (но это уже история про то, что для достижения целей надо работать).

Это я не хвастаюсь (возможно отчасти, ведь я доволен, что у меня получается), я к тому, что вряд ли это можно назвать идеальными условиями для обучения. Я уверен 100%, что учись я бесплатно - забросил бы уже это дело 3 раза.

Нет дисциплины - мотивируй себя деньгами и гарантиями

Суть в этой истории такая: я добросовестно учусь, потому что не хочу отдавать 200 000 рублей. А еще потому что уверен - после обучения устроюсь на работу с ЗП в два раза выше.

И чтобы вас убедить, что деньги могут мотивировать - приведу известный всем пример.

Ипотека.

Сколько у нас там граждан, которые могли бы накопить сами, но взяли ипотеку? А почему? Да все потому же: откладывать деньги каждый месяц, а не тратить их между зарплатами полностью - для многих непосильный труд. Вот для меня, например.

Теперь я это знаю. Поэтому мы взяли ипотеку, где есть обязательство платить каждый месяц. Мне это помогло не скакать с одной работы на другую просто потому что мне что-то не понравилось, а нашей семье - расставлять приоритеты.

Итого: 3 года и ипотека закрыта. У нас теперь есть своя квартира и нам не надо платить за съем.

Схема та же:

1. Взял обязательство, которое карается финансово.

2. Выполнение этого обязательства позволит тебе чего-то достичь.

Тадаам! Теперь ты замотивирован.

Звучит тупо, я согласен, но для меня это работает.

В ход пошли: дополнительные подработки, смена работы на более оплачиваемую, работа в конском ритме, слезы и моральные страдания в процессе перевода всей ЗП на счет банка (фокус с исчезновением зарплаты сразу после ее прихода).

Я здесь не рекламирую платные курсы

Отмечу: в этой статье речь не про то, какие хорошие платные курсы.

Я даже уверен, что часть из них - плохие, непонятные, с малой долей экспертизы и плохими учителями.

Моя статья именно про мотивирование себя деньгами и возможностью их потерять. Речь о суммах, которые вы реально не хотите потерять. Понятно, что есть такие деньги, когда "ну подумаешь 1000 рублей, ничего страшного, если я пропущу лекцию". Они не могут быть стимулом.

Еще заметил, что во взрослом возрасте начинаешь более осознанно выбирать, чему учиться и как учиться. Это конечно повышает мотивацию, когда желание учиться идет изнутри.

Понятно, что кто-то может учиться бесплатно, искать материалы в интернете, структурировать полученную информацию и делать это с вопящим ребенком сидящим на шее.

Но мы сейчас не про героев, мы про обычных людей у которых есть слабости.

--------

Спасибо, что читаете меня. Рад буду вашей реакции в комментариях и если вы на меня подпишитесь.

#работа #мотивация #история из жизни #карьера