Когда-то сериалы считались второсортным зрелищем. Некоторые думают так до сих пор, но это просто отставшие люди. Мне тоже было нелегко преодолеть это предубеждение. Все-таки “Тропиканка”, “Элен и ребята” и “Девушка по имени Судьба” оставили свой след в памяти. Сегодня заметно выросло даже качество российских многосерийных проектов: туда пришли большие деньги и лучшие авторы. Возможно, скоро в кинотеатрах будут смотреть только попкорновые аттракционы с большим количеством спецэффектов. Все прочее станут показывать на онлайн-платформах.
Попытки делать качественные сериалы были и раньше. Во-первых, можно вспомнить советское искусство. У нас почти не было телесериалов, но была практика многосерийных художественных фильмов. То есть это был обычный кинопроцесс, просто отснятого материала хватало не на полтора часа, а на значительно больший хронометраж. Во-вторых, и на Западе были отдельные ласточки (типа “Твин Пикса”), не делавшие весны. А вот сериал “Остаться в живых” (Lost) во многом наметил тенденцию.
Снято дорого, со сложным сюжетом (сценаристы иногда сами, похоже, путались в нем). У каждого героя своя линия. И это не пузырящееся “мыло” “Санта-Барбары”, хотя сентиментальных моментов немало. Зрители мгновенно включились в игру, пытаясь найти ответы на все загадки сериала. В итоге многие были разочарованы концовкой. Все-таки ждали большего. Но ваши ожидания - ваши проблемы. Однако это говорит о высокой планке, поднятой создателями.
Авиалайнер терпит крушение на затерянном тропическом острове. Но каким-то чудом две группы пассажиров выжили. Им предстоит искать питание, налаживать отношения друг с другом и попутно пытаться понять, что, блин, тут происходит. Почему в жарком климате бегает белый медведь (авторы, кстати, забыли это объяснить в течение шести сезонов, поэтому пришлось делать отдельный 12-минутный выпуск, чтобы хоть намекнуть на суть дела)? Что это за черный дым, который убивает людей?
Далеко не все из шести сезонов равноценны. Четвертый лучше было бы уничтожить сразу на монтажном столе. Но так часто бывает: идеи не бесконечны, а продюсеры требуют продолжения. Постоянные ретроспективы тоже сильно тормозят действие, но иногда бывают оправданны, так как раскрывают характер героев. А иногда они откровенно лишние.
Но сочинителей сюжета точно можно похвалить за то, что они нарушили один из главных канонов, прописанных в учебниках по сценаристике. Якобы главных героев должно быть не больше двух-трех. А лучше один. Их здесь около десятка. Просто далеко не все доживают до конца. И человеческая привлекательность вовсе не гарантирует, что персонажа не прибьют уже в следующем эпизоде. Зато каждый может найти героя себе по душе и больше сопереживать ему. Собственно, хваленая “Игра престолов” просто пошла по проторенному пути.
А у вас какие эмоции оставил Lost?
Читайте также: Стихотворение английского поэта о море