Первого февраля 1940 года на бременской верфи AG Weser был заложен киль океанской подводной лодки типа IXB. Спустя девять месяцев новая U-110 вошла в состав флотилии под командованием опытного подводника, капитан-лейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа. Ей предстояло сыграть одну из ключевых ролей в Битве за Атлантику. После захвата лодки в руки союзников попала «Энигма» — шифровальная машина, которая использовалась германским ВМФ.
U-110 вышла в свой первый #поход в начале марта 1941 года, но уже спустя две недели была вынуждена вернуться на базу Лорьян. Подводники, обнаружив норвежский пароход, решили обстрелять его из палубного орудия. Однако в момент выстрела прогремел взрыв: в спешке артиллеристы забыли снять водонепроницаемую заглушку орудия, и снаряд взорвался прямо в стволе. Подлодка получила повреждения балластных и топливных цистерн, что потребовало серьёзного ремонта. Инцидент можно объяснить только неопытностью экипажа: на лодке служили лишь четыре подводника-ветерана, включая командира.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Пятнадцатого апреля U-110 вышла во второй поход, ставший для неё последним. В первых числах мая субмарина получила приказ перехватить #конвой OB-318. Девятого мая немцы обнаружили караван и в 11:58 произвели залп из четырёх торпед, одна из которых не вышла из аппарата. Спустя несколько минут прогремело два взрыва — британские пароходы Esmond и Bengore Head получили торпедные попадания.
В этот момент на английском корвете увидели след от перископа, и началась глубинная бомбардировка. Получив сообщение о местоположении вражеской субмарины, к корвету подошли два эсминца эскорта — HMS Broadway и HMS Bulldog. На борту второго находился коммандер Бейкер-Крессуэлл, командующий эскортной группой.
В результате трёх атак U-110 получила серьёзные повреждения: заклинило рули, вышли из строя правый электромотор и батареи, лодка начала набирать воду. Капитан-лейтенант Лемп отдал приказ продуть балластные цистерны и начать всплытие.
Обнаружив всплывшую подлодку, Broadway набрал ход и пошёл на таран. Эсминец задел носовую часть субмарины и повредил обшивку. U-110, которая стремительно набирала воду, обстреливали со всех сторон. Фриц-Юлиус Лемп отдал приказ покинуть корабль.
Подводники, несмотря на инструкции, не предприняли попыток уничтожить секретную документацию. Экипаж, вероятно, надеялся, что повреждённая #субмарина уйдёт на дно прежде, чем англичане успеют захватить документы. Как позже выяснилось, напрасно.
Подоспевшая абордажная группа под командованием лейтенанта Балме обнаружила, что оборудование и все документы были в целости и сохранности.
«…Подлодка, очевидно, была брошена в большой спешке, так как книги и документация лежали на своих местах. Пост был в идеальном состоянии, видимо, не было даже попытки уничтожить книги или аппарат. Здесь была найдена вся секретная документация. Здесь же нашли шифровальную машину, подключённую к сети. Как будто с ней только что работали…»
— фрагмент рапорта лейтенанта Дэвида Балме, руководившего захватом U-110.
Шифровальной машиной оказалась полностью исправная «Энигма М3» вместе с ключами и комплектом роторов, производивших шифрование. Помимо этого, в руки англичан попали радиограммы, бортовой журнал, карты и схемы минных заграждений.
Благодаря захваченной секретной документации английские математики и криптоаналитики Блетчли-парка сумели расшифровать код «Гидра», используемый подводными силами Германии. Затем пали шифры «Нептун», «Медуза» и «Зюйд». Также была расшифрована немецкая система ручного шифрования RHV. Такой метод являлся резервным и использовался немцами при отсутствии шифраторов.
«Волчьи стаи» перестали быть серьёзной угрозой, по крайней мере в 1941 году: конвои союзников, получив данные о местоположении немецких лодок, меняли курс и шли в обход. Английская #разведка разгромила немецкую сеть разведывательных судов и систему снабжения субмарин в Атлантике (т.н. «дойных коров»). Немцы не предприняли никаких попыток сменить систему шифрования, так как не знали о захвате ключей и кодов — члены экипажа U-110, которые могли догадываться о потере шифров, находились в лагере для военнопленных. Даже американцы узнали об успехе англичан лишь через год.
Во время захвата из 48 членов экипажа погибли 14 человек, в том числе Фриц-Юлиус Лемп. Стоит отметить, что обстоятельства сдачи лодки и гибели капитан-лейтенанта так до сих пор и не выяснены.
Есть мнение, что немцы всё же установили подрывные заряды, которые по неизвестной причине не сработали. Лемп, покинувший лодку со своей командой, желая подорвать субмарину со всеми документами, бросился обратно к лодке. Он был обстрелян с борта эсминца, или, что вероятнее, утонул в холодной воде.
Другая версия гибели командира гласит, что капитан-лейтенант, открывая верхний рубочный люк, в спешке мог допустить ошибку — во время выравнивания давления его ударило головой о запорное устройство. Действительно, подобные ошибки не были редкостью. Но всё же Лемп был опытным подводником, и эта версия вызывает некоторые сомнения. Также есть вероятность, что командир U-110 был убит командой во время абордажа.
После захвата лодку взял на буксир эсминец Bulldog, но она затонула на следующий день. Скорее всего, повреждения обшивки, электромоторов и цистерн оказались критическими. К тому же субмарина имела дифферент на корму, что видно на фотографиях с места событий. По другой версии англичане преднамеренно затопили подлодку, чтобы не допустить утечки информации.
Успех англичан имел весьма серьёзные последствия. Захват «Энигмы» и шифровальных кодов привёл к настоящей катастрофе в Штабе подводных сил Кригсмарине. А операция по захвату U-110 получила название «Примроуз».
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS