Найти тему
Мир кораблей

Как в 1941 году англичане узнали секреты немецких подводников? История захвата подлодки U-110

Оглавление

Первого февраля 1940 года на бременской верфи AG Weser был заложен киль океанской подводной лодки типа IXB. Спустя девять месяцев новая U-110 вошла в состав флотилии под командованием опытного подводника, капитан-лейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа. Ей предстояло сыграть одну из ключевых ролей в Битве за Атлантику. После захвата лодки в руки союзников попала «Энигма» — шифровальная машина, которая использовалась германским ВМФ.

Подводная лодка U-123 типа IXB. На заднем плане — U-201 типа VIIC. Портовый город Лорьян на северо-западе Франции, 8 июня 1941 года
Подводная лодка U-123 типа IXB. На заднем плане — U-201 типа VIIC. Портовый город Лорьян на северо-западе Франции, 8 июня 1941 года

U-110 вышла в свой первый #поход в начале марта 1941 года, но уже спустя две недели была вынуждена вернуться на базу Лорьян. Подводники, обнаружив норвежский пароход, решили обстрелять его из палубного орудия. Однако в момент выстрела прогремел взрыв: в спешке артиллеристы забыли снять водонепроницаемую заглушку орудия, и снаряд взорвался прямо в стволе. Подлодка получила повреждения балластных и топливных цистерн, что потребовало серьёзного ремонта. Инцидент можно объяснить только неопытностью экипажа: на лодке служили лишь четыре подводника-ветерана, включая командира.

-2

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-3

Пятнадцатого апреля U-110 вышла во второй поход, ставший для неё последним. В первых числах мая субмарина получила приказ перехватить #конвой OB-318. Девятого мая немцы обнаружили караван и в 11:58 произвели залп из четырёх торпед, одна из которых не вышла из аппарата. Спустя несколько минут прогремело два взрыва — британские пароходы Esmond и Bengore Head получили торпедные попадания.

В этот момент на английском корвете увидели след от перископа, и началась глубинная бомбардировка. Получив сообщение о местоположении вражеской субмарины, к корвету подошли два эсминца эскорта — HMS Broadway и HMS Bulldog. На борту второго находился коммандер Бейкер-Крессуэлл, командующий эскортной группой.

В результате трёх атак U-110 получила серьёзные повреждения: заклинило рули, вышли из строя правый электромотор и батареи, лодка начала набирать воду. Капитан-лейтенант Лемп отдал приказ продуть балластные цистерны и начать всплытие.

Обнаружив всплывшую подлодку, Broadway набрал ход и пошёл на таран. Эсминец задел носовую часть субмарины и повредил обшивку. U-110, которая стремительно набирала воду, обстреливали со всех сторон. Фриц-Юлиус Лемп отдал приказ покинуть корабль.

Подводники, несмотря на инструкции, не предприняли попыток уничтожить секретную документацию. Экипаж, вероятно, надеялся, что повреждённая #субмарина уйдёт на дно прежде, чем англичане успеют захватить документы. Как позже выяснилось, напрасно.

Подоспевшая абордажная группа под командованием лейтенанта Балме обнаружила, что оборудование и все документы были в целости и сохранности.

«…Подлодка, очевидно, была брошена в большой спешке, так как книги и документация лежали на своих местах. Пост был в идеальном состоянии, видимо, не было даже попытки уничтожить книги или аппарат. Здесь была найдена вся секретная документация. Здесь же нашли шифровальную машину, подключённую к сети. Как будто с ней только что работали…»

— фрагмент рапорта лейтенанта Дэвида Балме, руководившего захватом U-110.

Сдача немецкой подводной лодки U-110 в британский плен. Справа можно заметить вельбот с абордажной командой с эсминца HMS Bulldog
Сдача немецкой подводной лодки U-110 в британский плен. Справа можно заметить вельбот с абордажной командой с эсминца HMS Bulldog

Шифровальной машиной оказалась полностью исправная «Энигма М3» вместе с ключами и комплектом роторов, производивших шифрование. Помимо этого, в руки англичан попали радиограммы, бортовой журнал, карты и схемы минных заграждений.

Благодаря захваченной секретной документации английские математики и криптоаналитики Блетчли-парка сумели расшифровать код «Гидра», используемый подводными силами Германии. Затем пали шифры «Нептун», «Медуза» и «Зюйд». Также была расшифрована немецкая система ручного шифрования RHV. Такой метод являлся резервным и использовался немцами при отсутствии шифраторов.

«Волчьи стаи» перестали быть серьёзной угрозой, по крайней мере в 1941 году: конвои союзников, получив данные о местоположении немецких лодок, меняли курс и шли в обход. Английская #разведка разгромила немецкую сеть разведывательных судов и систему снабжения субмарин в Атлантике (т.н. «дойных коров»). Немцы не предприняли никаких попыток сменить систему шифрования, так как не знали о захвате ключей и кодов — члены экипажа U-110, которые могли догадываться о потере шифров, находились в лагере для военнопленных. Даже американцы узнали об успехе англичан лишь через год.

Во время захвата из 48 членов экипажа погибли 14 человек, в том числе Фриц-Юлиус Лемп. Стоит отметить, что обстоятельства сдачи лодки и гибели капитан-лейтенанта так до сих пор и не выяснены.

Капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп и контр-адмирал Карл Дёниц на мостике подлодки U-30, вернувшейся из похода, в Вильгельмсхафене. На шее Лемпа — Рыцарский крест, которым он был награждён за потопление судов противника общим тоннажем 47000 тонн
Капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп и контр-адмирал Карл Дёниц на мостике подлодки U-30, вернувшейся из похода, в Вильгельмсхафене. На шее Лемпа — Рыцарский крест, которым он был награждён за потопление судов противника общим тоннажем 47000 тонн

Есть мнение, что немцы всё же установили подрывные заряды, которые по неизвестной причине не сработали. Лемп, покинувший лодку со своей командой, желая подорвать субмарину со всеми документами, бросился обратно к лодке. Он был обстрелян с борта эсминца, или, что вероятнее, утонул в холодной воде.

Другая версия гибели командира гласит, что капитан-лейтенант, открывая верхний рубочный люк, в спешке мог допустить ошибку — во время выравнивания давления его ударило головой о запорное устройство. Действительно, подобные ошибки не были редкостью. Но всё же Лемп был опытным подводником, и эта версия вызывает некоторые сомнения. Также есть вероятность, что командир U-110 был убит командой во время абордажа.

После захвата лодку взял на буксир эсминец Bulldog, но она затонула на следующий день. Скорее всего, повреждения обшивки, электромоторов и цистерн оказались критическими. К тому же субмарина имела дифферент на корму, что видно на фотографиях с места событий. По другой версии англичане преднамеренно затопили подлодку, чтобы не допустить утечки информации.

Успех англичан имел весьма серьёзные последствия. Захват «Энигмы» и шифровальных кодов привёл к настоящей катастрофе в Штабе подводных сил Кригсмарине. А операция по захвату U-110 получила название «Примроуз».

-6

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: