Очевидно, не той примечательной деталью сюжета, что галактической Империей Атрейдесов уже десять тысяч лет управляет сидящий в бункере разумный дед-червь. И даже не феодализмом будущего, где о жизни простых незнатных людей упоминается только в контексте их близости к аристократам.
Нет, это провидческое умение - дар, который Фрэнк Герберт получил даже без употребления спайса в пищу - весьма далеко идей "наивных протестующих". Оно касается, скорее, состояния общества и его иерархии в очень общем виде.
Да, не зря слова "общество" и "общий" однокоренные: обозревать первое невозможно узко, конкретно и достоверно.
Общество "Дюны" - согласно распространённому мнению, с которым я пока не буду спорить - являет собой некий неофеодализм. Опорой социума здесь являются так называемые "дома" - могущественные кланы, роды, семейства имеющие в своём коллективном управлении целые планеты, а то и звёздные системы.
Отсутствие в качестве верховной планетарной власти любых республик или монархий - и это в условиях довольно рыхлой Падишах-Империи! - выглядит довольно странным. Однако на деле это легко объяснимо: Империя объединена вовсе не мечами сардаукаров, а общностью социального устройства.
В оригинальной "Дюне" особенности этой стратификации - по-английски она названа "Faufreluches" - почти не раскрыты. Обрисованы только самые основы: есть "дома", управляющие планетами или их частями как феодами; есть "Великие Дома", управляющие целыми звёздными системами и делающие Большую Политику; есть Падишах-Император, который вроде бы стоит над ними всеми, и его собственный Дом. У всех "домов" есть свои слуги и подданные, при этом все вместе формально считаются подданными Императора.
Всё это примерно соответствует средневековому сословному делению с поправкой на законодательно (или традицией?) закреплённый привилегированный статус семейных аристократических корпораций. Всё-таки в реальном Средневековье, если делать на него отсылки, феодал владел землёй хотя и по праву рождения, но лично.
Всё, кажется, довольно просто. Вот есть планеты - это ленные владения сиятельных лордов будущего. Вот есть их подданные, слуги, вассалы и сюзерен. Неофеодализм же!
Однако как только мы продолжим перечислять политических субъектов мира "Дюны", всё станет заметно сложнее. Почему Арракис назван "квазиленным владением" [в переводе Вязникова]? Откуда, например, черпают влияние "презренные торгаши" из КООАМ? Почему значительное влияние имеет не вписывающаяся в рамки феодальной системы Гильдия Навигаторов? Почему членов Великого Дома Харконеннов - всего два человека?
Ответы на вопросы сами по себе довольно простые, - но они несколько портят идеальную, почти утопичную, картину царства межзвёздного дворянства. Кстати, утопичную ли?
Мир Фрэнка Герберта не является утопией: вряд ли там хотелось бы жить большому числе людей из тех, которые впервые о нём услышали бы; вряд ли вообще жизнь большинства людей этой Вселенной была вполне приятной и радужной. Но не является он и антиутопией: люди внутри него не сказать чтобы особенно страдают из-за своей судьбы.
Этот мир наркоманов-перевозчиков и гигантских песчаных червей, травящихся водой, на самом деле очень реалистичен. Судьбы его обитателей не прекрасны, но и не ужасны: они такие, какие есть со своими взлётами и падениями. Здесь есть место всем.
И всё-таки чуть больше места для родовитых дворян, составляющих не просто малый, а исчезающе малый процент от населения Империи. Могучий дом Харконнен, восемьдесят лет державший поставки жизненно важной Пряности, прекратил своё существование после гибели всего двух своих членов. Великий дом Атрейдес некоторое время состоял всего-то из Пауля, бегающего по пескам вместе с фременами и ловящего приходы от местной травы. Императорский дом Коррино исчезает после смерти последнего своего патриарха, бывшего императора Шаддама.
Это вполне объяснимо с художественной точки зрения, но вызывает большие вопросы у читателя, решившего ни с того ни с сего как следует проанализировать мир произведения.
Ситуация становится чуть более ясной, если взглянуть на неё с неожиданной стороны - с популяционной. Слышали про K/r стратегии?
Один бельгийский математик в начале двадцатого века составил формулу прироста населения, а американские биолухи в середине двадцатого века пришли к выводу, что все популяции на Земле пользуются двумя чит-кодами, позволяющими её взламывать.
Одни виды плодятся как кролики, особенно не задумываясь о судьбе потомства и даже о его выживании. Срок их жизни обычно короток, зато скорость прироста ограничивается только запасами еды и жизненного пространства. Проблема в том, что после преодоления некоторого критического значения их численность резко снижается. Было две амёбы - потом было два миллиарда двести миллионов две амёбы - еды не хватило - и снова стало две амёбы. Такой способ размножения называется r-стратегией.
Другие виды, наоборот, плодятся аккуратно и осторожно, пекутся о потомстве, долго его выращивая и воспитывая. Срок их жизни долог, а скорость прироста - невысока, зато в жизни они гораздо успешнее. Потому что природа способна заложить в их мозги гораздо более сложные программы поведения. Такой способ размножения называется K-стратегией.
А теперь примените эти выкладки к миру Дюны и поймёте, зачем была такая долгая вводная. Точно!
Человечество мира Фрэнка Герберта - это доведённая до крайности полярность между двумя популяционными стратегиями. Одни - это подданные, слуги и рабы - сохраняют прежний, высокий, темп размножения (но, вероятно, умирают с такой же быстротой, как и в прошлом). Другие - это аристократы и богачи - очень долгоживучи (за счёт Пряности) и вкладывают невероятные ресурсы в развитие и воспитание своего потомства: нужды наследника может обслуживать целая планета, а для того, чтобы вывести сверхчеловека, Квисатц Хадераха, местным генным инженерам понадобились тысячи лет направленной эволюции.
Человечество мира Фрэнка Герберта оказалось на новом витке эволюции. Правда, не всё целиком. Вот в чём суть чрезвычайно малочисленного неодворянства. В Средневековье аристократы заботились о родословной, в Неосредневековье - заботятся о генетике.
Это Неосредневековье, означающее могущество семейных корпораций, приправлено могуществом корпораций коммерческих. Понятное дело, что для упрощения сюжета (он и без того лихо закрученный) огромное число отраслей экономики будущего собраны Фрэнки Гербертом в две супермонополии: Гильдию Навигаторов (символизирующую все транснациональные корпорации, владеющие инфракструктурой) и Картеля Негоциантов (символизирующего все корпорации, осуществляющие торговые операции).
О, да! Буржуи тоже играют свою роль в этом новом феодальном мире, и довольно важную. Именно их дела обеспечивают аристократов - как раньше товарами роскоши - необходимым для продления жизни наркотиком, Пряностью; именно их деятельность позволяет экономике Великих Домов - как раньше феодальной европейской - функционировать, выкармливая коронованное потомство.
В обмен на это они и имеют беспрецедентные права: ведь это же мечта любого коммерсанта - монополия на перевозки или торговые операции во всей обозримой Вселенной!
Религиозные функции сосредоточены внутри ордена Бене Гессерит, предпочитающего всегда действовать скрытно и таить свои замыслы от непосвящённых. Впрочем, его итоговую цель тоже можно сравнить с прототипом.
Средневековая католическая церковь ставила своей исторической задачей восстановление Царства Божиего на земле в ожидании второго пришествия Христа. Неосредневековая церковь Бене Гессерит полагает создать сверхчеловека Квисатц Хадераха, - а уже потом [хотя Сёстры этого и не предполагали] произойдёт Золотой Путь.
Вот такое вот изменение ценностей. Да, вы же заметили конвертацию мужчин-священников в женщин-жриц?
Мир Дюны - это мир сословной стратификации общества. Человечество Дюны - это две ветви популяционной стратегии: ветвь массовая и ветвь качественная. Власть Дюны - это власть корпораций: семейных, профессиональных, коммерческих и религиозных.
Конечно, с оговоркой, что всё это - до того, как начал действовать Муад`Диб.
Дюна предсказывает будущее крайне иносказательно. А может, только иносказательно смотрит на настоящее?
Автор - Андрей Гуренко