Оценивать виски без предубеждений намного сложнее, чем нам порой кажется. Наш мозг всегда придумывает новые трюки, чтобы помешать нам быть объективными. Во время дегустации идёт тесная связь между ароматами, вкусами, нашим восприятием и эмоциональными реакциями. И понимание этих процессов позволяет нам более качественно дегустировать и оценивать виски.
Очень часто мы уже начинаем оценивать виски ещё до того, как нальём в бокал. Мы изучаем бутылку, информацию на ней, а кто-то внимательно читает контрэтикетку. Кроме того все мы читаем многочисленные отзывы на тот или иной виски в сети. Также свой вклад накладывает цена бутылку, информация о возрасте виски, а также ряд нюансов производства. И часто мы уже рисуем себе определённую картину еще до того, как мы нальём виски в бокал. И нередко бывает так, что придуманная нами картина не совпадает с реальностью. Наше доверие обмануто, и мы виним в этом виски. Но, если честно, виски тут совсем не причём. Ведь это мы нарисовали себе что-то в отрыве от реальности. И это очень сложная задача - убрать все эмоции и ожидания до дегустации. Переход от эмоционального реагирования, к позиции созерцателя очень полезна при дегустации виски, и не только там, во всей нашей жизни. Но это уже тема других каналов.
Настроение и эмоции людей, участвующих в дегустации, это также очень важный фактор. Поэтому очень важно время, место, а также состав компании, в которой проходит дегустация. И тут снова контроль над своими эмоциями, и умение управлять своим настроением, может помочь в адекватном анализе виски.
Подобно тому, как наше настроение может влиять на восприятие виски, так и сам виски может влиять на наше настроение, вызывая определённые эмоции. Ароматы спелых фруктов, напоминающих летний сад, могут легко поднять настроение, в то время как, тяжёлые нотки изюма и сухофруктов, вместе с орехами, могут ввести в состояние задумчивости. И взаимосвязь между ароматами, вкусом, восприятием и эмоциональными реакциями достаточно просто резюмировать. Ароматы и вкусы извлекают из нашей памяти блоки информаций, основанные на предыдущем опыте, в виде ассоциаций, которые в итоге вызывают в нас те или иные эмоции, на основе которых мы и делаем вывод о пробуемом продукте. И тут мы часто отталкиваемся от того, нравятся ли нам или нет те или иные нотки. И если есть что-то, что у нас вызывает отрицательные эмоции, то мы сразу отправляем этот виски в плохой. Хотя это опять не характеристика виски, а характеристика конкретного дегустатора.
Чтобы научится избегать чрезмерной эмоциональной оценки продукта, надо работать над собой. Учиться отталкиваться от того, что мы чувствуем, и не придавать этому эмоциональную оценку. Ведь если в виски есть ароматы и вкусы, которые нам не нравятся, но они присутствуют в меру, не выпирают на первый план, гармонически укладываются в концепцию продукта, то оценить мы должны только этот факт, а не наше отношение к конкретным ноткам. Сухой, безэмоциональный, аналитичный подход при анализе каждого виски способен открыть и рассказать куда больше, чем чисто эмоциональное реагирование.
Хорошим подспорьем к адекватному анализу является ведение дегустационных заметок, где мы беспристрастно записывает все нюансы ароматов и вкусов, что мы почувствовали, не внося эмоциональный окрас каждому компоненту. И уже потом, анализируя записи, можно сделать окончательный вывод про виски.
Насколько это важно обычному человеку? В принципе убирать эмоциональные реакции на разные события может быть очень полезным в основной жизни, но опять-таки эта тема других каналов. Если же ваша задача просто насладится любимым виски, то тут всё вышеперечисленное неважно от слова совсем. Но если вы хотите действительно научиться разбираться виски, дегустировать его и адекватно оценивать, то все ваши эмоциональные реакции будут лишними, и вы не сможете сделать вывод про сам виски. Все ваши выводы - это лишь ваши эмоциональные реакции, не имеющие к самому продукты никакого отношения. Зачастую, если виски оказался не понят, то это не проблема виски, а того, кто его дегустировал, и его конкретное настроение и эмоциональное состояние.
А как сильно вы опираетесь на свои эмоции и настроение при дегустации виски? Замечали ли за собой связь в изменении восприятия виски в зависимости от настроения и нахождения в продукте ноток, которые вам не нравятся, и наоборот, которые сильно нравятся? Какие отзывы вам больше нравятся и являются для вас информативными: эмоциональные или аналитичные? Какому типу дегустаторов вы больше доверитесь? Пишите ваше мнение в комментариях, это очень интересно, я думаю, для всех.
Данный материал не является рекламой, а лишь отображает личное мнение автора, основанное на его дегустационном опыте. Это мнение не является истиной, и на него можно смело положить. Если ищете намёки на рекламу - ищите. Данный материал не является рекомендацией к покупке. Употребляйте крепкие напитки умеренно. Всем отличного настроения! Sláinte!