Найти тему
maya_vinbooks

Евгения Сафонова о "Кукольной королеве", работе в издательстве, новых книгах, хобби и любимой музыке.

Евгения Сафонова — автор цикла "Риджийский гамбит", саги "Лунный ветер" и серии "Кукольная королева".

Сегодня я поговорила с автором и узнала больше о творческом процессе и создании новых книг.

Читайте в интервью:

— На кого училась и кем работает Евгения?

— Что ей нравится в писательстве?

— Как у нее появилась идея книги "Кукольная королева"?

— Сложно ли было придумывать имена и название книги?

— Как создавалась обложка книги?

— Каково это — работать с редактором Кирой Фроловой?

— Как Евгения начала работу в издательстве?

— Любимые фильмы и музыка автора.

— Женя, добрый день! Я узнала о твоем творчестве из видео Юли Booksaroundme, когда она делала обзор на «Лунный ветер». Чуть позже я увидела анонс «Кукольной королевы» и, влюбившись в волшебную обложку, очень захотела познакомиться с книгой. Думаю читателям, как и мне, интересно больше узнать о тебе самой. Хоть ты уже и делилась этим, расскажи, на кого ты училась? Кем сейчас работаешь?

— Добрый день! По образованию я пианистка, хотя в юности посещала семинары в Литературном институте им. Горького как вольнослушатель. Но в итоге моя жизнь всё-таки связана с книгами. Сейчас я работаю ведущим редактором отдела фантастики в издательстве Эксмо, выпускаю зарубежное фэнтези, комиксы и Young Adult, а также книги Желязны и Брэдбери.

Евгения Сафонова
Евгения Сафонова

— Как ты начала писать?

— В шесть лет я печатными буквами написала первую сказку по мотивам музыкального произведения, которое тогда играла. Пьеса называлась «Кусачки», но никто не объяснил мне, что это. Я нафантазировала себе маленьких существ, похожих на мышей, но с острыми зубами, и придумала про них эпичную историю аж в трёх частях.

— Что для тебя самое интересное в писательстве? А что самое трудное?

— Мне в писательстве интересен весь процесс: от рождения задумки до её развития, сперва в голове, затем – на бумаге. Очень люблю то состояние, когда текст рождается будто сам по себе, словно его кто-то диктует тебе на ухо, а ты просто записываешь. И редактуру готового текста тоже люблю.
А самое трудное – что иногда приходится буквально заставлять себя открыть ворд и продолжать писать с того места, где вчера остановился. Когда впереди только белый лист и ты понимаешь, что до финала ещё далеко, это иногда вгоняет в ступор. И нужно перебарывать это состояние, где-то с полчаса писать через силу, чтобы снова войти в колею. Впрочем, так бывает не всегда: бывают дни, когда я настолько горю задумкой, настолько хочу побыстрее выплеснуть на бумагу то, что у меня в голове, что заставлять себя совершенно не приходится.

— Как тебе пришла идея «Кукольной королевы»?

— Сперва мне приснился волшебный город-дерево на острове среди озера. С этого начался мир Аллиграна. В книгах, самое интересное, мы до него ещё не добрались: это город альвов, куда персонажи доедут только в четвёртой книге цикла. А герои «Королевы» родились позже, на текстовой ролевой игре, которой заведовал мой друг. Я придумала их для игры, а потом поняла, что мне нравится их история, что она достойна сольного воплощения.

— Почему именно фэнтези?

— Не знаю. Просто всегда любила фэнтези. И придумывается у меня только оно. Наверное, люблю сказки и заниматься эскапизмом.

— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?

— Книга написалась примерно за год, но потом переписывалась ещё десять лет. Так что да, первая часть рождалась долго и мучительно. С продолжением, «Карнавал лжи», всё было проще, но и её я основательно редактировала раза четыре.

— Есть ли у героев книги прототипы?

— Арону подарил свою внешность и во многом – характер камерарий из фильма «Ангелы и демоны», которого сыграл Юэн МакГрегор. Алексас (в теле его брата Джеми) обязан внешностью и характером одному знакомому из моего музыкального прошлого. Малышку Лив я во многом списывала с его маленькой сестры. Королевский рыцарь Рианнон, девушка, которая появляется в продолжении «Королевы» – единственная героиня из всех моих книг, которую я во многом списывала с себя: у неё моя внешность, куча моих привычек и особенностей характера. В третьей книге цикла вообще будет много персонажей, которых я списывала с реальных людей из моего окружения. Со многими мы давным-давно не общаемся, но тем не менее.

— Сложно ли было придумать название книги и дать имена героям?

— Имена героев у меня всегда рождаются легко. А вот название книга сменила не одно, пока не стала «Кукольной королевой». Побывала и «Кукольной принцессой», и «Кукольным венцом», и «Окованными игрой», и не только.

— Можно ли сказать, что в персонажах «Кукольной королевы» есть что-то от тебя?

— Во всех моих персонажах есть что-то от меня. Невозможно написать книгу искренне, не вложив в неё свои собственные переживания и свой личный опыт.

— Я уже говорила, что у «Кукольной королевы» очень красивая обложка. Принимала ли ты участие в ее создании?

— Я придумала концепт обложки и нашла чудесную художницу Аню Лужецкую (также известную как aaerynn), которая его воплотила, задолго до того, как Кира Фролова приняла роман к публикации. Я сразу спросила, подходит ли моя обложка для печатной книги, и Кира, к моей огромной радости, ответила «да». Ане пришлось перерисовать картинку, чтобы она была нужного формата и качества, но концепт – девушка и кукловод за её спиной – остался неизменным. А за шрифты и птичек на обложке и внутри книги нужно сказать спасибо крутому дизайнеру Кате Тинмей, с которой Кира постоянно сотрудничает.

— Есть ли у книги плей-лист?

— Есть, и он слишком большой, чтобы здесь перечислять его весь :) Могу сказать, что многое в книге писалось под песни «Мельницы», Канцлера Ги, группы Flёur, Evanescence, Within Temptation, Poets of the Fall. Если выбирать по одной песне каждой перечисленной группы, которые вдохновили меня на ту или иную сцену, то это «Дорога сна» Мельницы, «Тень на стене» Канцлера, «Это будет моим ответом» Флёр, «Whisper» Evanescence, «Our Solemn Hour» Within Temptation, «War» Poets of the Fall.
Также знаковой для книги является
«Баллада о борьбе» Высоцкого, которую иногда также называют «Книжные дети». А для цикла в целом я определю знаковыми «A Thousand Years» Стинга, «Carnival of Rust» Poets of the Fall, «Лабиринт» Флёр, «Марионетки» Короля и Шута, «Карнавал лжи» группы «5 стихий», «Вечная призрачная встречная» Би-2. В основном всё это про здешнюю любовную линию и главного антагониста, которого я нежно люблю.

— Что стоит ждать от второй книги серии?

— Один из читавших книгу до выхода охарактеризовал её как «там очень интересно, а в конце боль». Считаю это идеальным определением :)
Если серьёзно, ждите интриги и крутые сюжетные повороты, которые заставят замирать сердечко и перевернут представления о некоторых персонажах с ног на голову. А ещё многое из того, что казалось лишним или непонятном в первой книге, тут получит объяснение. Например, мы наконец узнаем, кто же такой главный злодей, Лиар, и ради чего он затеял свою жестокую игру с героиней.

— Твои книги выходят под редакцией Киры Фроловой, книги которой в блог-сообществе уже получили яркое название «покемоны Киры». Какого это работать с ней?

— Кира – лучший редактор из всех, с которыми я пока работала. Мне очень импонирует, что для неё наши произведения – тоже творчество, способ самовыражения, только не через буквы, а через бумажные книги. Она всей душой болеет за своё дело, поэтому на выходе и получается крутота. Не знаю, кому ещё я смогла бы доверить свою любимую книжную детку. Я очень рада, что она заметила и выделила меня среди огромного потока писем, которые каждый день валятся ей на почту.

Евгения Сафонова
Евгения Сафонова

— Я также знаю, что у тебя выходил цикл «Риджийский гамбит». Можешь рассказать об этих книгах подробнее? Стоит ли ждать переиздания?

— «Риджийский гамбит» начинался как пародия на ромфант о попаданках. Я в своё время прочла несколько самых популярных романтичных историй о попаданках, впала в дикое раздражение от того, насколько же они глупые и нереалистичные, и чисто по приколу решила написать свою. Про гениальную девчонку-математика, которая попадает в другой мир, но не получает никаких плюшек вроде прекрасного тела или магического дара, а остаётся невзрачным очкариком. Да ещё попадает к тому же не к добрым милым светлым эльфам, а к тёмным эльфам, которых все считают злобными тварями и жаждут уничтожить. Потом, правда, пародия переросла себя и превратилась в драматичную и вполне самостоятельную историю, чему я только рада.
Думаю, переиздание однажды обязательно будет. Однако прежде мне хочется подредактировать текст, потому что сейчас, спустя годы, у меня есть к нему некоторое количество нареканий. Когда я найду для этого время, пока не знаю.

— Уже скоро выходит продолжение «Лунного ветра» — «Когда завтра настанет вновь». Можешь рассказать о новой книге? Что стоит от нее ждать?

— Примерно того же, чего от «Карнавала»: крутых сюжетных поворотов и «очень интересно, а в конце боль» :D Опять же, если серьёзно, то это дикая, но симпатичная смесь технофэнтези, триллера, детектива, ромфанта и хронооперы. Будет детективное расследование, будут погони и битвы с монстрами, будут фейри, будут целых две любовные линии, которые я очень люблю (и только одна из них с хэппи-эндом). А в финале придётся знатно похрустеть стеклом. Но всё кончится хорошо – я принципиально против плохих концов. Люблю концовки с горчинкой, но не когда все умирают.

Обложка новинки "Когда завтра настанет вновь"
Обложка новинки "Когда завтра настанет вновь"

— Что ты думаешь о книжных блогерах? Взаимодействовала ли ты с ними в рамках продвижения книги?

— Конечно взаимодействовала! Всё моё продвижение в основном идёт через блогеров. У меня очень мало времени и сил, чтобы раскачивать собственный блог и личный бренд – это для меня сопутствующее, но не основное занятие. Слишком много это отжирает времени и сил от непосредственно творчества, а работа, которую я люблю и пока не хочу бросать, и так оставляет для него совсем немного. А ещё я только учусь нормально рассказывать о своих книгах, без вечных извиняющихся ноток в духе «ну я тут какую-то фигню сделал, посмотрите, пожалуйста». Мне безумно трудно себя хвалить. Зато другие расскажут о моих книгах куда интереснее, чем я, и если будут хвалить, то без смущения.
Я думаю, что быть хорошим книжным блогером – это тоже искусство, которому нужно учиться. Я восхищаюсь людьми, которые умеют круто рассказывать о чем-то на камеру, делать эстетичные раскладки и съёмки. Это не меньший труд, чем писательство. Так что, решила я, пусть каждый из нас делает ту работу, которая у него получается лучше всего: я – пишу и выпускаю книжки, а блогеры – рассказывают о них. Хотя, конечно, свой собственный блог в инстаграме я тоже не бросаю, но веду его чисто по наитию и вообще не думаю об охватах, просмотрах и вот этом всём. Как-то сам по себе потихоньку растёт, и хорошо.

— Я знаю, что к выходу книги ты сделала тематические боксы. Расскажи, сложно ли делать мерч по своей книге? Понравился ли тебе этот процесс?

— Самое сложное – найти людей, с которыми захочешь сотрудничать. И, к счастью, мне ещё ни разу никто не отказывал. А в остальном всё проходило легко и вроде бы в удовольствие для всех участников. Я по долгу службы умею составлять понятные подробные техзадания для художников и не только. К выходу «Когда завтра настанет вновь» и продолжения «Королевы» я стала сотрудничать с новыми крутыми людьми, так что нас ждут свечи, стикеры, магнитные закладки и даже эксклюзивный купаж чая.

— В июне ты участвовала вместе с другими авторами фэнтези Эксмо в книжном фестивале «Красная площадь». Можешь поделиться своими впечатлениями от презентации? Было ли волнительно участвовать в таком мероприятии?

— Пожалуй, да, потому что это был мой первый опыт выступления на большую аудиторию как автора. А ещё мой синдром самозванца периодически любит мне твердить, что есть более достойные и интересные кандидаты. Недавно я выступала на ММКЯ, вот там мне уже было гораздо легче и спокойнее. Но на Красной площади было здорово. Увидеть, что столько людей заинтересованы в твоём творчестве – это потрясающе. Как и почувствовать, что ты не просто автор-одиночка, а часть некоей команды, тех самых покемонов!

— Ты сама работаешь в издательстве Эксмо. Можешь рассказать о своем опыте трудоустройства? Было ли твоей мечтой работать в издательстве? Какие книги, из изданных тобой тебе очень нравятся?

— Вакансию в Эксмо мне предложил мой коллега по Миру фантастики, бренд-менеджер Эксмо Дмитрий Злотницкий. Это случилось вскоре после того, как Кира решила публиковать «Королеву» (так что я не пропихнула свою книжку в родное издательство, воспользовавшись служебным положением).
Работать в издательстве я никогда не мечтала. Решила пойти на собеседование и сделать тестовое скорее потому, что мне просто было интересно, да к тому же мне сказали, что я буду выпускать книги моего любимого Терри Пратчетта. Ну и тогда я как раз уволилась с должности редактора журнала «Игромания» и ждала оффер в другое место, а тот из-за пандемии всё не спешили присылать. Реально получить работу редактора я не особо рассчитывала, а даже когда прошла все собеседования, очень боялась подвести кого-то из-за отсутствия профильного образования. Но меня уговорили попробовать, и я попробовала. А дальше примерно как в анекдоте про мужика и шляпу – пришла Женя в издательство, а оно ей как раз. Из изданных мной книг я очень люблю
«Мерцание экрана» и «Народ» Терри Пратчетта. «Те, кто охотится в ночи» Хэмбли. Горжусь, какой вышла «Незримая жизнь Адди Ларю» Виктории Шваб и как я переодела серию «Академия вампиров». А на подходе ещё две новинки, которые я обожаю: «Тигана» Гая Гэвриела Кея и «Ночь в тоскливом октябре» Желязны. Обе книги будут жутко красивые. «Ночь» так вообще подарочное иллюстрированное издание на мелованной бумаге, в суперобложке, с кучей картинок художницы Via Estelar, которую я полюбила задолго до того, как устроилась в издательство.

— Ты также давала отзыв на книгу Джезебел Морган «Иди через темный лес», как рецензент Мира Фантастики. Можешь рассказать, как ты стала работать с этим журналом? Что именно входит в твои обязанности?

— «Мир фантастики» в своё время сам предложил мне сотрудничество, увидев мои статьи для журнала «Игромания». Я в качестве фрилансера пишу для него статьи на заданные темы. Иногда это рецензии на фильм, книгу или игру. Иногда лонгриды, объёмные статьи размером не меньше 15000 знаков. Например, я писала шуточные лонгриды на тему «Что делать, если вы оказались Избранным» или «12 типов злодеев». Проводила серьёзное историческое исследование для статьи «Как писатели оклеветали великих», где сравнивала Макбета, Ришелье и Сальери как персонажей с их реальными прототипами. Перекопала кучу англоязычных статей для статьи про мангу и аниме Миядзаки «Навсикая из Долины ветров». В общем, мне очень нравилось этим заниматься, и жалко, что с редакторской загрузкой времени на статьи почти не остаётся.

— Есть ли жанр, в котором ты бы хотела попробовать свои силы?

— Однажды планирую написать целую серию полноценных детективов в сеттинге технофэнтези. Надеюсь, получится.

— Твои любимые фильмы?

— Их тоже слишком много, чтобы перечислить все, так что вспомню навскидку те, которые больше всего меня потрясали. Из отечественных – «Обыкновенное чудо» и «Сказка странствий». Из англоязычных – «Крупная рыба», «Останься» 2005 года, «Лабиринт Фавна», «Властелин колец», «Человек на луне». Люблю «Гравити Фолз» и «Рика и Морти». Люблю киновселенную Марвел. Люблю сказки вроде «Лабиринта» с Боуи или «Принцессы-невесты». Люблю сериалы, из последних, которые полюбились до глубины души – «Галавант», «Легион» и «Тьма». А ещё люблю мюзиклы – «Призрак Оперы», «Величайший шоумен», «Ла-ла лэнд», «Музыкальный блог Доктора Ужасного», «Мулен Руж», куча их.

— Любимые музыкальные исполнители?

— Опять же – слишком много, чтобы перечислить всех. Навскидку – Мельница, Poets of the Fall, Imagine Dragons, ELO, Queen, ABBA, Дэвид Боуи, Стинг, японская группа Kalafina, Робби Уильямс, Flёur, Florence and the Machine, Evanescence, Within Temptation, Король и Шут.

— Как ты относишься к тому, если читатели хотят общаться и спрашивают тебя о книге, задают вопросы?

— Сугубо положительно. Хотя я далеко не всегда могу ответить на эти вопросы, чтобы люди не нарвались на спойлер.

— Что ты думаешь об авторской конкуренции? Есть ли у тебя друзья-авторы?

— Я считаю, что писателей-конкурентов не существует. Читатели постоянно хотят найти какую-нибудь книгу, которая похожа на то, что им понравилось раньше. Поэтому другая книга скорее поможет твоей продвинуться, чем вытеснит её. И да, у меня немало приятелей среди авторов. В слово «друзья» я вкладываю слишком большую ответственность, чтобы называть так кого-то, кроме нескольких человек, которых можно пересчитать по пальцам одной руки.

— Можешь посоветовать свои любимые книги, которые стоит прочитать

— И снова слишком много, чтобы перечислить все! Слёту на ум приходят «Тигана» и «Львы Аль-Рассана» Гая Гэвриэла Кея, «Дочь железного дракона» Майкла Суэнвика, рассказы и повести Брэдбери, книги Ле Гуин про Земноморье, книги Терри Пратчетта, рассказы Геймана, «Сага о Форсайтах» Голсуорси, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Игру Эндера» Карда, «Песнь Льда и Пламени» Мартина, «Джонатан Стрендж и мистер Норрел» Сюзанны Кларк.
Сказки Толкиена люблю едва ли не больше, чем «Властелин Колец». У Линдгрен обожаю «Братьев Львиное Сердце», «Мио, мой Мио» и «Ронья, дочь разбойника». Люблю новеллы Мопассана и «Милого друга». Остин и сестёр Бронте. Рассказы Фолкнера и О. Генри. Пьесы Шекспира. «Театр» Моэма. «Матерь Тьма» и «Механическое пианино» Воннегута. «Остаток дня» и «Художник зыбкого мира» Кадзуо Исигуро. «Степного волка» и рассказы Гессе. «Маленького принца» и очерки Экзюпери с фронта. До дрожи в своё время меня проняла книга Мерля «Смерть – моё ремесло» про коменданта Освенцима. Восхищаюсь мастерством Набокова. Из триллеров и детективов хочется посоветовать «Исчезнувшую» Гиллиан Флинн, «Предатель памяти» Элизабет Джордж, «Убийство Роджера Экройда» Кристи
Ладно, всё, хватит, а то я ж ещё долго могу! Я читала слишком много книг и слишком люблю обсуждать их с людьми, чтобы не посоветовать тут половину своей домашней библиотеки, если меня не остановить.

— Есть ли у тебя люди, которые тебя вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью ты восхищаешься?

— Меня вдохновляет мой редактор, Кира Фролова, тем, что я уже перечисляла выше. Я многому училась у неё, когда только пришла работать в Эксмо.
Меня вдохновляет мой начальник, Вячеслав Бакулин: он выпускает прекрасные красивейшие книги, многие из которых я покупала и полюбила задолго до того, как стала работать под его началом. Он терпеливо учил меня редакторским премудростям и учит до сих пор, да ещё и классно пишет сам.
В детстве вдохновлялась Моцартом, в музыкальной школе даже носила громкое прозвище «наш маленький Моцарт».
А лет с 15 одним из главных источников моего вдохновения стал Терри Пратчетт. Мне казалось ужасно близким всё, что он пишет, как и то, что толкает его писать. Когда он умер, мне казалось, что я потеряла друга, с которым мы никогда не встречались. Я очень рада, что сейчас издаю его книги, и мне очень больно, что он их не увидит. Хотя хочу верить, что он сидит сейчас где-нибудь с чашечкой чая и видит всё. Может, однажды мы даже попьём чай вместе…

Большое спасибо Жене за увлекательную беседу! "Когда завтра настанет вновь" выйдет уже совсем скоро.

Предзаказ "Когда завтра настанет вновь"

Группа Евгении Сафоновой в ВК

Евгения Сафонова в инстаграм @evgenia_safonova_buka