Найти тему

На Насыпной по заливу: заброшенный аэродром и его окрестности на суше и воде

Это было путешествие с приключениями. Нас накрывало волнами, вещи в рюкзаке промокли насквозь, а фотоаппарат, залитый водой, начал несказанно чудить. Я даже успела испугаться, что мне удалось «убить» неубиваемую технику, пережившую морские рейсы, походы в пещеры и огромное множество других происшествий. К счастью, ночь, проведённая в кастрюле с сухим рисом, помогла вернуть к жизни моего старого друга.

Водный поход на каяках начинался с Балтийской косы. В первый и последний раз я была по ту сторону от пролива в Балтийске в 2010-м году, то есть одиннадцать лет назад.

Фотографии 2010 года, которые были сделаны ещё на «мыльницу»

Потом я часто собиралась на Балтийскую косу, но собраться всё никак не могла. Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, будто время на косе застыло на месте, за эти годы всё-таки что-то успело поменяться. В частности, изменилась паромная переправа. Раньше пункт пропуска был только со стороны Балтийска. По всей видимости, подразумевалось, что иным способом, кроме как паромом, на косу попасть невозможно, поэтому если человек едет с косы (особенно на автомобиле), достаточно того пропускного пункта, через который он прошёл в городе.

Исчезла часть ангаров аэродрома Нойтиф, а то, что всё же удалось сохранить, зарастает шиповником и облепихой. Во многих местах поверх колючего кустарника густо висят шишечки хмеля.

Для справки:

Строительство аэродрома Нойтиф шло с 1934 по 1939 год. Аэродром имел две взлётно-посадочные полосы с подогревом, гидрогавань со слипами для спусков на воду гидросамолётов, три железобетонных ангара для самолётов и два металлических ангара для вспомогательной техники. Взлётно-посадочные полосы имели длину 1000 метров и угол 45° по отношению друг к другу, что давало возможность эксплуатации авиабазы почти при любой погоде и любом направлении ветра.

На аэродроме базировались подразделения Люфтваффе. К началу войны аэродром считался одним из лучших в Германии, и лучшим — в Восточной Пруссии. В послевоенные годы он получил новое имя — Коса. Его эксплуатировали ВВС ВМФ СССР. На завершающем этапе лётной истории аэродрома на нём базировалась 49-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья, оснащённая гидросамолетами Бе-12. В 1995 году 49-я ОПЛАЭ перебазировалась на аэродром Храброво, после чего аэродром Коса пришёл в упадок. В ноябре 2018 года собственник ангаров принял решение об их демонтаже и сдаче разрезанных металлических конструкций в утиль.

А теперь немного о флоре и фауне. Российская часть Балтийской косы лишилась древесной растительности с конца XVI века, и с этого времени была покрыта подвижными песками. Сегодняшний лес на косе — это результат механического закрепления песка, лесопосадок и посева трав, которые проводили с XIX по XX в. Сейчас природа берёт своё. На Балтийской косе есть редкие растения, включая краснокнижные и эндемики Прибалтики. А также редкие животные, 115 видов птиц. И правда, мы шли вдоль зарослей облепихи, а из кустов то и дело разлетались потревоженные стаи.

Калининградский залив, по которому нам предстояло отправиться в небольшое путешествие, — это лагуна, носящая своё название, как несложно догадаться, от находящегося на его берегу Калининграда. Кстати, поляки называют залив Вислинским, по названию впадающей в него реки Висла.

На этих лодках рыбаки выходили в залив на промысел (да и сейчас иногда выходят):

Слип на берегу гидрогавани, по которому рыбаки сейчас нередко спускают моторные лодки:

-9

Пока каяки готовили к спуску, у нас было немного времени погулять по "погибшим кораблям":

Мы спускали каяки на берегу гидрогавани, где почти не было волн и ветра (по сравнению с остальной частью залива). Но как только мы вышли из гавани, нас стало очень серьёзно заливать.

Я, как и мой сосед по каяку, оказались новичками в гребле на лодках такого типа. А в трёхбалльное волнение мы оказались новичками вообще в любой гребле. В тот день я так заморозила руку, что до сих пор ощущаю последствия этого похода.

Остров Насыпной, на который мы направлялись, — это искусственный остров, насыпанный в 30-е годы прошлого века с целью оборудования позиции противовоздушной обороны. Есть и иная версия, что остров насыпан в конце XIX века с целью строительства на нём форта, но планы так и остались только планами. С начала 40-х годов ХХ века на острове дислоцировались радио-локационная станция, подразделения прожекторных установок и зенитных орудий и пункт наведения гидросамолётов. Остров был соединён подводными телефонными кабелями с Пиллау (ныне Балтийск) и аэродромом Нойтиф, имел бомбоубежище, разрушенное в ходе боевых действий 1945 года.

В послевоенные годы остров Насыпной использовался советскими военными, там была оборудована бетонная площадка для выхода на берег судов на воздушной подушке (кстати, именно на этой площадке мы и ошвартовали наши каяки). В настоящее время остров пустует.

Расстояния на воде воспринимаются иначе, нежели на суше. Поэтому, выйдя из гавани, мы обрадовались, что остров показался совсем недалёким. Однако за несколько часов гребли мы постоянно ощущали, что сколько бы мы не двигались, а остров ближе не становился. Ветер усиливался, мы промокли и замёрзли, нас спасала только активная работа вёслами. Остров иногда скрывался за волнами, а когда он показывался вновь, на его фоне мелькали белые паруса небольших яхт.

-14

Долгожданная высадка на остров оказалась не такой радостной, как мы ожидали. Разве что мы смогли размять затёкшие ноги. Дул сильный и холодный ветер. Как только мы перестали грести, мы ощутили, насколько сильно замёрзли, отчего, когда был разведён небольшой костёр, мы практически клали ладони и ноги на горячие угли, чтобы хоть немного согреться. Мой фотоаппарат впервые в жизни решил показать мне, что он вовсе не бессмертный, как предполагалось, и отказывался работать. Поэтому мне стоило неимоверных усилий, чтобы заставить его сделать несколько фотографий на острове, после чего я замотала его в дождевик и убрала в рюкзак, из которого, кстати, можно было легко выжимать воду.

Впереди нас ожидала обратная дорога, начинался шторм. Несмотря на усталость и заболевшую руку, приходилось грести. Спасало только то, что ветер был попутным. Когда мы вошли в гидрогавань, нас стало бешено крутить, хотя волны и ветер там по-прежнему были намного слабее. Мы с трудом причалили к берегу, но, в целом, остались очень довольны.

P.S. Вернувшись домой я первым делом отыскала пакет с рисом и засыпала им фотоаппарат в смутной надежде оживить его. Я торопилась, чтобы скорее набрать ванну горячей воды и хорошенько согреться. Но по всем законам подлости, именно в тот вечер у соседей был ремонт, и горячей воды не было.

Справочные материалы взяты с сайта Prussia39.ru

Первая публикация в группе "Калининградские прогулки"

Больше фото в альбоме

#заброшенное #Калининградская область #россия #путешествия #военное #балтийская коса #калининградский залив