Королевский флот Испании к середине 19-го века вошел в период возрождения под руководством Исабеллы II. Основой флота стали несколько современных броненосцев, в основном британской и французской постройки, и знаменитые испанские фрегаты. Конечно, строились и небольшие корабли для посыльной службы, крейсерства и службы охранения.
По Королевскому указу от 10 июня 1857 года 13 февраля 1858 года в Арсенал - де - ла - Кaрракa в Кадисе была заложена деревянная парусно-винтовая трехмачтовая марсельная шхуна (по испански- голета), получившая Королевским указом от 8 октября 1858 года имя «Вирхен де Ковадонга», Virgen de Covadonga, в честь Девы Марии из Ковадонга, статуи Богоматери в городе Кангас - де - Онис, покровительницы Астурии. Шхуна стала головной в серии из 8 единиц.
Иногда упоминается версия, что название присвоено в честь битвы при Ковадонга (датируемой 718-722 годами), положившей начало астурийской Реконкисте во главе с Пелагиусом (см. испанский броненосец "Пелайо"). Эта версия не соответствует действительности, ибо полное имя корабля, «Вирхен де Ковадонга» (Дева Ковандонга), отсылает именно к религиозному варианту.
На воду шхуну спустили 28 ноября 1859 года. Королевской казне она обошлась в 5 миллионов реалов де вельон (реалов из сплава меди и серебра).
Паровую машину для корабля изготовил завод №4 в Эль-Ферроле. Пар вырабатывали огнетрубные котлы.
Первоначально шхуну планировали использовать как посыльное судно между Манилой и Гонконгом, с базой в Маниле на Филиппинских островах. Первым командиром стал лейтенант Эваристо Касарьего-и-Гарсия.
На Филиппины шхуна попасть не успела. Она вошла в состав "научной" эскадры испанского флота, с которой началась !-я Тихоокеанская война Испании против четырех своих бывших колоний-Перу, Чили, Эквадора и Боливии.
Во время морского сражения при Папудо 26 ноября 1865 года чилийский корвет « Эсмеральда » под командованием капитана да фрегата Хуана Уильямса Ребольедо захватил « Ковадонга ». При этом чилийцы вероломно использовали британский флаг и с 200 метров разрядили орудия по испанцам в первом залпе. Имея преимущество в скорости, корвет накрывал шхуну бортовыми залпами из десятка пушек, уклоняясь от ответного огня. Кроме того стрелки с более высокого борта « Эсмеральды » безнаказанно расстреливали испанцев на палубе. Капитан Фери пытался заклинить винт противника, выбросив на корме буксирные канаты, но чилийцам удалось уклониться. Через полчаса боя, так и не сделав ни одного выстрела, шхуна спустила флаг, одновременно открыв кингстоны. Но призовой команде чилийцев удалось спасти корабль. У испанцев погибло четверо, 121, включая 18 раненых, взяли в плен.
Позор от потери корабля в войне против заведомо более слабого противника был усугублен захватом находившейся на шхуне переписки командующего испанской эскадрой.
В результате испанский адмирал Хуан Мануэль Пареха покончил жизнь самоубийством. « Ковадонга » стала единственной боевой потерей испанского флота в этой войне.
Шхуна вошла в состав чилийского флота, указом от 4 декабря 1865 года ей было сохранено прежнее название, благо язык и религия у старого и нового владельца полностью совпадали.
«Вирхен де Ковадонга» Virgen de Covadonga Арсенал - де - ла - Кaрракa, Кадис. Заложен 13 февраля 1858 года, спущен на воду 28 ноября 1859 года. Введен в эксплуатацию в 1859 году. Захвачен Чили 26 ноября 1865 года. Подорвался на перуанской плавучей мине и затонул у побережья Чанкай в 1880 году.
Водоизмещение 412 /630 тонн. Длина с бушпритом 48,5 метров
Двигатели: Паровая машина 160 л.с. завода № 4, Феррол. 1 винт. 3 котла. Скорость 7 узлов под машиной.Вместе с парусами по ветру-до 11 узлов. Экипаж 110-130 человек. Паруса-бригантина.
Вооружение: 2 70-фунтовые (200-мм)гладкоствольных дульнозарядных орудия на поворотных лафетах, 2 9-фунтовые пушки (*), 3 40-фунтовые орудия (*)
(*) Установлено после 21 мая 1879 г.
7 февраля 1866 года шхуна приняла бой уже с испанскими кораблями. У острова Абтао собралась чилийско-перуанская эскадра в ожидании прихода из Европы двух новых перуанских броненосцев. Кроме «Вирхен де Ковадонга» у союзников были перуанские фрегаты «Апуримак» и «Амазонас», корветы «Унион» и «Америка». Корвет «Эсмеральда» ушел в Анкуд за припасами.
Стоянку обнаружили испанские фрегаты «Вилла де Мадрид» и «Бланка», высланные на поиск союзников. Испанцы обладали превосходством в артиллерии и качестве кораблей. Во время перестрелки основная нагрузка легла на перуанцев, но «Ковадонга» тоже отличилась, она отбуксировала корвет «Америка» из под концентрированного огня испанцев, а потом с 600 метров обстрелял севший на мель «Бланка». После двухчасового боя, выпустив 2000 снарядов без особого успеха, стороны разошлись. Испанцы, опасаясь мелей, не могли подойти ближе, а союзники просто оборонялись. Командовал шхуной в бою Мануэля Томсона Порто Мариньо, погибший потом на "Уаскаре".
Новая война, теперь 2-я Тихоокеанская, вспыхнула между вчерашними союзниками-Чили и Перу (в союзе с Боливией) в 1879 году.
«Ковадонга» вместе с «Эсмеральда», как устаревшие, чилийцы оставили для блокады порта Икике, отправив основные силы на север, для уничтожения перуанских броненосцев в Кальяо. Но эскадры разминулись и перуанская эскадра в составе монитора "Уаскар" и казематного броненосца "Индепенденсия" наткнулась на два чилийских корабля.
Утром 21 мая 1879 года дозорные с «Эсмеральды» заметили на севере дымы двух кораблей. У «Эсмеральды» попытка уйти не удалась и в длительном бою с перуанским монитором она была потоплена.
21 мая 1879 года «Ковадонга» имела мощность машины 140 л.с., она могла ходить со скоростью 4 узла, ибо работали только два из трех его котлов.
« Ковадонгу» , уходящую на юг, преследовал броненосец "Индепенденсия". Командир шхуны капитан Карлос Конделл понимал, что перуанцы имеют преимущество в скорости и просто уйти не получится. Но он использовал другое преимущество своего корабля-меньшую осадку и большую маневренность. Он шел вдоль берега и броненосец не мог к нему приблизиться. Погоня длилась около трех часов, при этом стороны вели перестрелку, в том числе и из стрелкового оружия.
У перуанцев хороших стрелков не было, а 14 летний Хуан Браво из племени Мапуче у чилийцев был отличным снайпером, ему стрельбой с мачты из винтовки Комблена удалось вывести из строя орудийные расчеты носового орудия перуанцев (16 моряков) и шхуна практически не пострадала от артиллерии.
Капитан Хуан Гильермо Море, командир броненосца попытался потопить противника наиболее надежным тогда способом-тараном. Дважды он выходил в атаку, промеряя перед собой глубины, но в итоге отворачивал.
Возле Пунта-Груэса, в мелководной бухте уже «Ковадонга» задела мель м еле-еле смогла сняться с нее. Броненосец, пользуясь случаем, вышел а третью таранную атаку, но столкнулся со скалой, принял воду и получил крен на правый борт. «Ковадонга» обошла противника с наиболее безопасной стороны и принялась расстреливать. Перуанцы пытались отстреливаться и сняться с рифа.
Когда невозможность снять корабль стала очевидной, капитан Море решил уничтожить броненосец. Так как погреб был уже затоплен водой, взорвать корабль не получилось. Шхуна продолжала обстреливать неподвижный корабль, пока на севере не появился дым приближающегося "Уаскара". Решив не искушать судьбу, Конделл повел шхуну на юг.
Капитан Грау на "Уаскаре", учитывая 10-мильную фору чилийцев и надвигающийся вечер, отказался от погони, снял с "Индепенденсии" экипаж и орудия, а затем поджег корабль.
Так перуанцы разменяли в первом же сражении один из двух своих броненосцев на старый корвет («Эсмеральда»). Перуанцы потеряли 5 членов экипажа, 5 были ранены (что не очень согласуется со снайперским счетом юнги Хуана); 3 чилийских члена экипажа погибли и 5 получили ранения.
Война шла очень успешно для чилийцев, приступивших к оккупации всего Перу. Но до конца войны шхуна не дожила.
В сентябре 1880 года она блокировала перуанский порт Чанкай. 13 сентября моряки шхуны обнаружили дрейфующую лодку, сорванную с якоря течением. Она была живописно загружена дарами местных полей. Для моряков, рацион которых был ограничен, решили приватизировать подобный "подарок судьбы". Лодку подтянули к борту, на нее спустилась группа захвата. В это время произошел взрыв и «Ковадонга» ушла на дно меньше чем за 10 минут то ли с 27, то ли с 32- 33 моряками. Погиб и командир Пабло Феррари. Из 109 человек экипажа 29 были спасены канонеркой «Пилкомайо», 48 попали в плен к перуанцам. Среди погибших был боцман Константино Микальви, переживший сражение при Икике .
Оказалось, что перуанцы загрузили лодку бочонками с порохом, установили какой-то взрыватель, а сверху забросали фруктами. Потом лодку пустили по течению в сторону блокирующих чилийских кораблей
Это был уже второй случай применения таких самодельных торпед перуанцами, еще 3 июля так же был отправлен на дно чилийский вооруженный транспорт "Лоа". Чилийцы выводов после первого раза не сделали, но на коварство перуанцев потом сильно обижались.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам