У меня появился новый рейтинг фильмов:
- "Понравился. Никому не рекомендую."
- "Не то, чтобы понравился, не то, чтобы рекомендую. Но кому-то это нужно."
- "Моё. Не дам. ... Ну, ладно, я поделюсь этим сокровищем. Р-ррррр." ("Полуночное солнце", например.)
Но есть вещи ещё более тонкие и хрупкие, которые я бы вообще никому и никогда с удовольствием не советовала и не рассказывала бы про их существование, но некоторые обязательства не перед этой, другой стороной реальности, диктуют всё-таки поделиться.
Earthquake Bird
2019
Великобритания, Япония, США
По роману роману британской писательницы Сюзанны Джонс.
В главной роли Алисия Викандер.
Для меня это очень личный фильм по хрупкой, невесомой подборке символов.
Действие происходит в 1989 году, в том самом, в котором я безоговорочно влюбилась в явление "мода".
В Токио, образ которого в этом фильме воспроизведён не как обычно его пытаются показать в фильмах для иностранцев - урбанистический мегаполис из стекла и бетона, по весне слегка присыпанный лепестками сакуры, иногда искусственной.
Токио в этом фильме - это город из самого лучшего аниме - узкие улицы, обычные или праздничные фонари, заведения, в которых можно быстро поесть горячей лапши, неожиданные повороты к старинным храмам.
А я очень любила и люблю аниме, когда-то смотрела запоем только его.
И сюрреалистичное жильё в металлическом сооружении, в которое нужно подниматься по постапокалиптической лестнице как в изумительном и неповторимом аниме "Рассказы о чудовищах" - оказывается внезапно возможным в реальности.
Ещё есть мгновение тончайшего присутствия японской мифологии про демонов и про то, что могут или не могут видеть люди.
Тончайшее, только для тех, для кого эти знания стали частью их жизни и восприятия реальности.
Но от того особенно бесценное.
Русские переводчики как обычно совершенно напрасно проявили "инициативу и креативность" - на русском фильм ищется как "Предвестник землетрясения".
Но в оригинале, и это очень важно - не "предвестник" - "птица".
Просто птица.
Нельзя предугадать, даже, если кажется, что предугадать можно.
Она ничего не предсказывает, не предвещает, не гадает на колоде таро.
Ей нельзя "позолотить ручку" и получить хорошие или плохие предсказания.
Она просто птица - просто птица землетрясения.
Этот фильм не стоит смотреть как "детектив", как "триллер", или - упаси вас боги, в которых вы веруете, как "мелодраму".
Как с одной сильной энергетической техникой, с которой я имела дело однажды - ведущие честно предупредили о необходимости задержки дыхания и полной остановки движения после выматывающих физических упражнений.
А, если этой задержки дыхания и движения не сделать - "можете считать, что сделали зарядку".
Так и с этим фильмом - если начать смотреть его через призму жанровых ожиданий и проекций, можно сразу переключаться на "Приключения Россомахи в Японии" и "Человека-Паука в Англии".
Главная героиня - молодая женщина, которая живёт в Японии не общаясь со своей семьей из Европы.
Она говорит: "Я уже считаю себя местной."
Но конечно она выделяется в любой точке своей жизни - в метро, на работе - она работает переводчиком фильмов, в струнном квартете - это её увлечение.
Однажды в один период своей жизни она встречается с двумя людьми - с американкой похоже на шумного, счастливого, немного бестактного пса.
И с необычным, высоким и привлекательным японцем, который везде ходит с фотоаппаратом и снимает "только тени и отражения", но в тот день фотографирует и её.
В этом фильме очень много про движение людей друг к другу и обратно.
Про расстояние между людьми.
Про притяжение и момент отторжения.
Про центробежную и центростремительную силу.
Негромкое звучание ваби-саби.
Много света, который нужно уметь воспринимать, который не кричит о работе операторов и осветителей, но который есть и составляет магию визуального полотна.
В сущности, я действительно "не рекомендую" этот фильм никому, кроме тех, кто умеет слушать тишину, смотреть "ни на что" - на воду, на растения, на пар над чашкой чая.
Никому из тех, кто не умеет не ждать, а потом не умеет не разочаровываться, когда ожидания не оправдались.
*
Автор книги "Earthquake Bird" Сюзанна Джонс родилась в 1967 году, росла в восточном Йоркшире. Изучала драматургию в Лондонском Университете.
Провела два года в Турции и пять лет в Японии. Преподавала английский язык в средней школе, работала помощником редактора и ведущего на радио.
Ее книги переведены на более чем двадцать языков и завоевали премии "CWA John Creasey Dagger", "Betty Trask Award" и "John Llewellyn Rhys Prize".
Хэштеги:
#о фильмах и сериалах от ольги таволги
#рецензия на фильмы #япония
О немного похожих фильмах на моём канале:
Фильм "Невидимый страж". Испания 2017.
Мини-сериал "Миниатюрист" 2017 года.
Фильм "The Awakening" 2011.
Четыре фильма о самых красивых девушках города.
Спасибо за просмотр.
Лайк, если мой канал делает жизнь чуточку интереснее и загадочнее.