Найти тему

Можно ли тренировать внимание?

Сегодняшний пост получился непростым, ведь я хочу рассказать, где в мозге находится центр управления вниманием и можно ли его проапгрейдить.

Интересно? Полетели!

Что такое внимание?

Сегодняшний пост получился непростым, ведь я хочу рассказать, где в мозге находится центр управления вниманием и можно ли его проапгрейдить.

Интересно? Полетели!

Что такое внимание? Это способность мозга концентрироваться на внешнем или внутреннем стимуле в течение какого-то периода времени (1). Часто мы даже не замечаем, что используем внимание — например, когда отвлекаемся от работы и идем на кухню попить, потому что мозг обратил внимание на внутренний стимул (чувство жажды) и отправил организм на поиски воды. Именно внимание позволяет нам эффективно справляться с ежедневными задачами в нашей повседневной жизни, не забывая при этом о своих потребностях.

Исследования показали, что в мозге человека есть минимум две зоны, связанные с определенными аспектами внимания — первая "обращает внимание" на стимул (alerting network), а вторая подключает весь мозг или даже целый организм для работы с ним, а также не дает другим внешним стимулам тебя отвлекать (executive & resolving network) (2).

Теперь давай разберемся, что это за звери, и поддаются ли они дрессировке (спойлер — да!).

Активирующая система, находящаяся во фронтальной и теменной коре, регулируется в основном гормонами, поэтому очень чувствительна к общему эмоциональному состоянию человека. Вспомни какую-нибудь ситуацию, которая заставила тебя понервничать или испугаться — наверняка в таком состоянии любой внешний стимул (уведомление на телефоне, стук в дверь, громкие голоса рядом) заставлял тебя вздрагивать из-за гиперактивации alert-системы. Именно поэтому ты ни на чем не можешь сосредоточиться, когда нервничаешь.

Единственный способ как-то усмирить первого "зверя" — успокоиться и не волноваться. На этом этапе отлично работают медитация, работа с дыханием и проработка своих страхов. Об этом я подробнее расскажу в следующих постах.

Вторая система, участвующая в формировании и поддержании внимания — основная и самая интересная для нас. Она лежит в недрах лимбической системы мозга, а также в префронтальной коре, и именно она говорит тебе сосредоточиться на книге, лекции или компьютерной игре. Кроме этого, она, как строгая учительница, не дает тебе отвлекаться. Наверняка ты знаешь людей с хорошо развитым вниманием — они могут читать книгу и не слышать ничего вокруг, даже собственного имени (а это один из самых сильных стимулов), настолько хорошо их мозг умеет абстрагироваться от внешних сигналов. Хорошей новостью является то, что при желании человек в любом возрасте может научиться концентрации внимания, ведь executive-система развивается всю жизнь и отлично поддается регуляции и контролю (3) — а это как раз то, что нам нужно.

Другой отличной новостью является то, что у детей и взрослых активный контроль и саморегуляция внимания положительно коррелируют с такими показателями жизненного успеха, как состояние здоровья, доход и успешные человеческие отношения (4), поэтому тренировка внимания не только принесет тебе пользу, но еще и сможет улучшить качество жизни (без регистрации и смс).

Итак, можно ли тренировать внимание? ДА!

О самых классных и работающих техниках тренировки внимания я расскажу тебе завтра, а пока подумай, какой именно аспект твоего внимания нуждается в тренировке. А может, у тебя с вниманием и так все отлично?)

— — — — —

1) Naatanen, R., & Näätänen, R. (1992). Attention and brain function. Psychology Press.

2) Petersen, S. E., & Posner, M. I. (2012). The attention system of the human brain: 20 years after. Annual review of neuroscience, 35, 73-89.

3) Posner, M. I., Rothbart, M. K., Sheese, B. E., & Voelker, P. (2014). Developing attention: behavioral and brain mechanisms. Advances in Neuroscience, 2014.

4) Moffitt, T. E., Arseneault, L., Belsky, D., Dickson, N., Hancox, R. J., Harrington, H., ... & Caspi, A. (2011). A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety. Proceedings of the national Academy of Sciences, 108(7), 2693-2698.