Найти тему
Из жизни инженера

Как "Arnold" сцепку "своровал" или не своровал. Рассказы про N-ку.

Модели MINITRIX 1901 и PIKO 5/4403

Когда у меня появляется идея написать о той или иной модели, я ее ставлю на полку книжного шкафа, так чтобы она мне попадалась на глаза как можно чаще, или на витринке над монитором.

А так как идей больше, чем я успеваю написать, или я хочу сделать обзор нескольких моделей, то вагончики и локомотивы на полках собирается группками, кучкуются, коробочки ставятся друг на друга и, чаще всего, остаются на этих местах надолго.

Четыре года назад на барахолке в Барселоне (или, если вежливо говорить: «блошиный рынок») я наткнулся на столик с развалом моделек в 9-ке. Там были кривые рельсы, Ibertren-овские старые локомотивы с педалькой для третьего рельса и с десяток вагонов различной степени старости и изношенности.

Немного помявшись (думать было некогда – жена торопила) я отобрал два из них и купил за 12 Евро, осчастливив хозяина столика. Честно сказать, покупал я их чтобы посмотреть, что делал Ibertren, когда начинал работать.

А вот когда я приехал домой и начал разбираться, то обнаружил, что вагоны-то оказались совсем не Ibertren, а Trix. Причем один из вагонов был из самого первого набора, который выпустила компания.

Сложилась очень интересная ситуация – теперь я могу сравнивать компании на одном и том же временном отрезке в прошлом. Модели могут говорить сами за себя, рассказать, как конструкторы разных компаний решали одинаковые проблемы различными путями.

Если бы вы видели, как меня «распирало» выложить мою находку на сайт, тем более, что у купленных моделек нашлись родственники в моей коллекции. Это заставило меня отложить все мои планы и искать информацию уже о том, что мне было интересно именно сейчас.

Часть ее противоречит тому, о чем я знал раньше, поэтому придется переделывать часть моментов в рассказах о PIKO.

И начнем с самого очевидного – со сцепки.

Так как я использовал немецко- и англоязычные сайты, то некоторые термины я буду давать на двух языках, чтобы при желании можно было воспользоваться поиском в Интернете в полном объёме.

Вступление получилось слишком длинным - так что давайте приступим.

Из моего архива
Из моего архива

Вот смотрите какое странное существо!

Этот MINITRIX имеет такую же сцепку поразительно похожую на старую сцепку PIKO.

Один уважаемый сайт по PIKO даже утверждает, что PIKO скопировало сцепку у MINITRIXа.

Но, это очень, очень маловероятно. Две компании шли «ноздря в ноздрю», чтобы быть вторыми в N-ке. Производственные линии в обеих компаниях разрабатывались одновременно. Если бы кто-то копировал у другого, то между выпуском моделей был бы большой временной разрыв.

Совсем другое дело, если и MINITRIX и PIKO сдирали у третьей компании!

Давайте начнем с НАЧАЛА, что было со сцепками в компании Arnold, которая первой освоила модели в 9-ке.

1961 год.

Когда Арнольд выпустил свои первые модели в 9-ке Arnold rapido 200, он снабдил свои модели простыми металлическими крючками. Но они были очень некрасивы и слишком далеко были от образца. Инженеры Арнольда ничего не смогли придумать стоящего…

-2
-3
-4

А в это время разворачивалась другая история – N-ка не развивалась же в вакууме.

Примерно в 1947 году началась борьба в масштабе ТТ (1:120) и тут размах борьбы достиг межконтинентального: боролись американская компания H.P. Products, которая использовала модифицированную бугельную сцепку (Baker type coupler) и немецкая фирма Rokal из деревушки Lobberich (Северная Рейн-Вестфалия, столица Дюссельдорф.), которая спроектировала свою собственную сцепку.

-5
-6
-7

ROKALовские сцепки работали достаточно хорошо, были недорогими в производстве. Они отлично расцеплялись при помощи расцепителя, установленного в полотне дороги. Однако вручную их практически невозможно было расцепить, требовалось везенье и терпение.

Примерно в 1961 году инженеры компании ROKAL нашли новое решение для сцепки: новые сцепки и работали лучше, и легко расцеплялись руками. Но они не могли сцепляться со старыми сцепками! Учитывая, что за эти четырнадцать лет было выпущено громадное количество моделей, которые разошлись по всему миру, заменить сцепку было невозможно! ROKAL просто отказался что-либо усовершенствовать.

И лицензия на эту сцепку была продана Арнольду для N-ки, который был совсем не соперником ROKAL, так как компании работали в разных типоразмерах. Арнольд честно указывал о лицензии от ROKALа в своих каталогах - так пишут американские источники.

-8

Немецкие источники пишут о том, что Арнольд своровал сцепку у ROKALа и была длительная судебная тяжба между этими компаниями. ROKAL хотела, чтобы Арнольд платил за каждую сцепку, которую он устанавливал на своих вагонах и локомотивах.

На первых таких сцепках Арнольда был еще вертикальный стерженёк, что позволяло работать и со старыми сцепками. Сцепки такого вида делали в переходный период (1961 – 1963), а на коробках писали о том, что этот стерженёк мог быть удален, если он не был нужен.

-9
-10

К 1964 году Арнольд полностью перешел на сцепку, которую мы сейчас называем Rapido.

А теперь давайте вернемся к сцепкам компаний MINITRIXа и PIKO. Они похожи друг на друга - как сестры-близнецы. Что-то здесь не так…

Из моего архива
Из моего архива

Конечно! Если мы заглянем в Н0 и поглядим сцепки FLIESCHMANN, то увидим что-то до боли знакомое. Это так называемая Fallhakenkupplung («Baker style coupler» по-английски) – сцепка с корпусным крюком. Такая сцепка имеет очень мягкое сцепление и поэтому была просто создана для меньшей колеи.

-12
-13

Первые сцепки у MINITRIX и PIKO были поразительно похожи на сцепки из Н0:

-14

Но они были слишком легкими и крюки не падали под своим весом. Одна и та же задача привела к одному решению.

Поэтому нижняя часть крюка была повернута, чтобы сместить центр тяжести.

Из моего архива
Из моего архива
Из моего архива
Из моего архива
Из моего архива
Из моего архива
Из моего архива
Из моего архива
-19
Из моего архива
Из моего архива

У MINITRIX сцепка получилась чуть поменьше, у PIKO – чуть побольше.

Обратите внимание на вертикальный верхний штырек у Пико - это явно было сделано "по мотивам" Арнольда! :)

Однако сцепки получились с тем же недостатком, что и у большой колеи – они очень плохо расцеплялись. Поверьте мне – ручная расцепка такой конструкции – это немного похоже на проволочную головоломку, когда не знаешь в каком направлении потянуть, чтобы это всё расцепилось.

По неизвестным причинам (как пишут на американском сайте) Арнольд позволил всем производителям бесплатно использовать конструкцию его сцепок. Вполне возможно, это было сделано, чтобы де-факто изменить юридическое основание для тяжбы – сцепку не производили, чтобы продать, а распространили безвозмездно.

Хотя некоторые авторы утверждают, что другими фирмами были сделаны небольшие усовершенствования сцепки Рапидо, но другие авторы утверждают, что Арнольдовский вариант остался без изменения.

В любом случае, ссылаться на лицензию от ROKALа перестали в 1966-67 годах, когда ROKAL стал банкротом и вскоре сошел с рынка производителей железнодорожных моделей.

Все модельные производители быстро перешли на единую бесплатную стандартную Рапидо сцепку, что, в свою очередь, привело к очень быстрому росту 9-ки в модельном мире.

А если посмотреть с другой стороны, N-ка похоронила ROKAL – разница между Н0 и N просто оптически намного яснее, чем между Н0 и ТТ, и поэтому N-ка вскоре получила определенный культовый статус в моделировании железной дороги. Рынок для ТТ резко сузился и компания ROKAL просто это не выдержала.

Получается, N-ка является младшей сестрой ТТ. Она хотела породниться и с Н0 – да не вышло.

Я не стал продолжать историю по сцепкам дальше. Писать о том, что не видел и не пробовал как-то не комильфо.

Использовались фотографии со всех нижеперечисленных сайтов:

Я благодарю Charles с сайта http://alte-modellbahnen.xobor.de который указал мне направления поиска.

1. ROKAL фирма из деревни Lobberich, Германия. ROKAL производил модели ТТ по Европейским стандартам. Различие между европейским стандартом для ТТ и американским ТТ состоит в том, что оба стандарта используют колею 12мм, но в европейском стандарте модели строятся по шкале 3мм в модели равны одному футу на образце, а в американском ТТ 1/10 фута на модели равна одному футу в жизни.

Компания ROKAL предлагала весь широкий диапазон путей, стрелок, локомотивов и вагонов, оборудование для сигнализации и здания. Она одна из первых позволяла создать макеты с полностью автоматическим движением нескольких поездов одновременно. Компания заявила о своем банкротстве в 1968 году, но продолжала выпускать запасные части до конца 2008.

История ROKAL рассказана на этом сайте.

2. В 1972 году компания KADEE, которая сейчас называется MICRO-TRAINS, представила первый крытый вагон с новыми сцепками (Knuckle coupler), которые не только были похожи на реальные сцепки, но и работали также как они. Такая сцепка была встречена с энтузиазмом. Однако KADEE решила продавать лицензии на такие сцепки, и продавать очень дорого. Поэтому распространение такого типа сцепок достаточно ограничено, по сравнению со сцепкой Рапидо.

В начале 90х годов прошлого столетия несколько производителей, предлагали различные версии таких сцепок. Хотя они и стыковались со сцепками MICRO-TRAINS, они не создавали каких-либо преимуществ и поэтому распространены гораздо меньше сцепки MICRO-TRAINS.

3. У FLIESCHMANN есть своя профессиональная сцепка – но это уже другая история.

4. Американская интерпретация истории сцепкок в размере N

5. Обзор старого подвижного состава PIKO в типоразмере N

6. Обзор моделей и сцепок Н0

7. База данных по типоразмеру N

Неподписанные фотографии взяты из вышеуказанных сайтов и все права на них принадлежат данным компаниям.

С уважением,

ххх

Пока мне непонятно как работает Дзен после усовершенствования, но надеюсь, что они что-то исправили. Так и не ясно, что с показами, но, хоть сейчас я могу нормально отслеживать ваши комментарии. Теги так и не восстановили, так что новых читателей на этих темах мне ждать не стоит :-(.

Поэтому только от Ваших лайков и комментариев зависит, увидят этот материал другие читатели или нет.

Продолжение >>>

<<<< Предыдущая тема

<<< Начало темы